О ЧЕМ ГОВОРЯТ

2009.04.24

Кучма знает, как построить «проукраинскую» Украину

Изначально позиция была такой: не может быть «пророссийской» или «прозападной» Украины. Может быть только «проукраинская»... Единственный за тот период реальный украинско-российский конфликт — Тузлу — развязали не мы. И жесткость моей тогдашней позиции помню и не отрицаю. Более того! Случись это сегодня — поступил бы точно так же. Потому что дружба — да. Партнерство — сто раз да. Но не уступка и пяди родной земли, не сдача и толики национальных интересов. Звучит громко, но правильно. Хотелось бы, чтобы этим же принципом руководствовалась в своей дружбе с Западом и нынешняя украинская власть

Леонид Кучма, нарушивший весной этого года свое длительное молчание, недоволен результатами внешнеполитического курса Виктора Ющенко и остальных «оранжевых». Нынешние украинские власти он обвиняет в сдаче национальных интересов и предательстве идеалов Майдана. Об этом он заявил в интервью еженедельнику «2000».
 
Кучма напомнил о том, что развитие и укрепление дружбы с Россией, а самое главное — экономического сотрудничества всегда было приоритетом во внешней политике Украины. И если бы не оказался похороненным «оранжевой» властью хотя бы экономический союз Белоруссии, Казахстана, России, Украины, договор о создании которого был подписан еще в феврале в 2003 года президентами и ратифицирован нашим парламентом, «мы не попали бы, когда грянул мировой финансовый кризис, в столь плачевную ситуацию».
 
«Конечно, не все успел сделать, что-то не удалось, - признает экс-президент. - Но изначально позиция была такой: не может быть «пророссийской» или «прозападной» Украины. Может быть только «проукраинская». Наши стратегические интересы, стремление в Европу, сотрудничество с НАТО, с которым у России, кстати, более активное и глубокое взаимодействие, чем у нас, отнюдь не противоречили развитию самых тесных, самых добрых отношений с РФ. Именно тогда появился термин «многовекторная внешняя политика», которая, как мне кажется, остается актуальной сегодня и будет таковой еще очень долго, если не всегда».
 
Кучма считает, что никогда не стоит путать две вещи: дружбу и стратегическое партнерство с Россией и курс на евроинтеграцию — «цель и ценность, которую разделяют все сколь-нибудь серьезные политические силы: и «оранжевые», и «бело-голубые».
 
По его словам правильно выстраивать отношения с Российской Федерацией не могут ни Ющенко, ни Тимошенко. «Кое-какие силы из «оранжевых» используют все возможности для обострения отношений с великим соседом по любому поводу. Другие более переменчивы и, написав для американской прессы статью с призывом «сдержать Россию» (речь идет о Юлии Тимошенко – RUpor), вполне могут спустя некоторое время хихикать, когда в их присутствии российский премьер оскорбляет украинского президента — и не важно, заслуженно оскорбляет или нет. Моя же линия на дружбу с Россией была неизменной все годы моего президентства».
 
Виновным в единственный за тот период реальном украинско-российский конфликте — за косу Тузлу в Керченском проливе — Кучма себя не считает. «И жесткость моей тогдашней позиции помню и не отрицаю. Более того! Случись это сегодня — поступил бы точно так же. Потому что дружба — да. Партнерство — сто раз да. Но не уступка и пяди родной земли, не сдача и толики национальных интересов. Звучит громко, но правильно. Хотелось бы, чтобы этим же принципом руководствовалась в своей дружбе с Западом и нынешняя украинская власть», - добавил он.
 
Геополитическое положение Украины власть должна использовать исключительно для превращения страны в «настоящий мост между другими народами и государствами». «К сожалению, сегодня видим продолжение попыток разыграть языковые, ментальные, культурные карты. Особенно жестким противоборство между политиками становится перед выборами. А учтите, что в последние годы мы живем по сути в состоянии перманентной электоральной кампании. Поэтому нынешний год предстоит крайне сложный», - полагает Кучма.
 
Касаясь предыдущей президентской кампании в Украине, то и здесь Леонид Данилович ни о чем не жалеет – ни о поддержке Виктора Януковича, ни о том, что сумел предотвратить кровопролитие на Майдане Независимости.
 
«Обвинять меня в грубой кадровой ошибке 2004 года, наверное, может только тот, кто не хочет знать, что и сегодня, побывав в оппозиции, вернувшись во власть и снова в оппозицию, Янукович — по-прежнему самый рейтинговый политик в стране. Я ошибся с Януковичем? Возможно. Но за эту «ошибку» по-прежнему, пять лет спустя, в массе своей готов голосовать украинский избиратель. Так ошибка ли это?», - поделился своими размышлениями экс-президент.
 
«Я понимаю людей, которые задним числом требуют от меня решительных действий в диктаторском духе. Они забывают, что в стране, кроме президента, было правительство, была судебная власть. Был парламент, который принял решение, что выборы президента во втором туре сфальсифицированы. Это дало возможность Верховному Суду их отменить и назначить переголосование. Не забывайте при этом, что «оранжевые» пользовались стопроцентной поддержкой Запада и США», - заявил Кучма.
 
Он просит учитывать еще и тот момент, что в дни Майдана (на котором, по его данным, было процентов 10—15 школьников) он однозначно сказал: «не допущу применения силы против народа, ни капли крови не прольется, пока занимаю пост президента». «Так и произошло. Надеюсь, что этот прецедент поможет и будущим украинским руководителям: какие бы острые споры ни возникали в политике, их необходимо решать мирно, за столом переговоров, а не сталкивая разные части народа друг с другом», - отметил Кучма.
 
«Я глубоко уважаю гражданское мужество сотен тысяч украинцев, стоявших на майдане, хотя и считаю, что они тогда жестоко ошиблись. Знаю, что и многие из них сегодня думают точно так же, но они сами должны были это понять. Если бы власть в поддержку Януковича применила силу, если бы пролилась кровь, если бы, не дай бог, впервые в нашей истории в политическом противостоянии погибли люди — возник бы барьер, который, неизвестно, смогли ли бы мы когда-нибудь преодолеть. А еще бы возникла легенда о мессии, которому не дали спасти нацию и привести ее в «золотой век», - резюмирует бывший президент.
Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ