В ДЕТАЛЯХ

2009.03.20

Тягнибок «играет» в пользу Януковича

Не исключено, что будет использован французский опыт 2002 года с лидером крайне правых, Жан-Мари Ле Пеном (Национальный фронт)… Для нейтрализация левого оппонента правящий режим «неожиданно» завел во второй тур Ле Пена. В массовом сознании автоматически сработала аллергия на «угрозу фашизма», пришлось выбирать т.наз. «меньшее зло». За Ле Пена отдали свои голоса только 16% избирателей. За действующего президента, Жака Ширака, проголосовало 82% французов, и это при том, что в первом туре у него было только 20% народной поддержки

Результаты досрочных выборов в Тернопольской области, которые преподнесли сюрприз в виде трех неожиданных победителей (предварительно ВО «Свобода» - 34%, «Единый Центр» - 14% Партия регионов – 10%), обозначили и несколько новых тенденций. В частности, многие аналитики, расценивают эти результаты, как реальные показатели изменения настроений в украинском обществе и склонны считать их следствием разочарований общества в нынешней власти в условиях экономического кризиса. 

Проанализировать причины победы праворадикалов в области, а также обрисовать влияние зафиксированных в регионе результатов на ход будущей президентской кампании RUpor попросил научного директора Школы политической аналитики, профессора политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» Алексея Гараня.

Появившиеся на досрочных выборах в Тернопольской области высокие проценты ВО «Свобода», ЕЦ и Партии регионов объясняются тем, в первую очередь, что БЮТ самоустранился от избирательного процесса. По данным предварительных опросов общественного мнения за Блок Тимошенко готовы были проголосовать 20% избирателей. Поэтому эти 20% растворились среди конкурентов.

Учтите еще и ошибку самого БЮТа, руководители которого были вначале «за», потом «против», и, в конце-концов, решили банально бойкотировать выборы. На мой взгляд, это была серьезная ошибка. Если бы БЮТ принял участие в выборах, то результат «Свободы» был бы существенно ниже.

Что касается второго и третьего места среди победивших в области политических сил, то, безусловно, такой высокий процент голосов, отданных за ЕЦ и Партию регионов, вызывает, по меньшей мере, удивление. «Регионалы» вообще никогда не имели поддержки в этом регионе. Что же касается ЕЦ, то я согласен с утверждением о том, что это действительно непопулярная политическая сила. Опросы показывали: ЕЦ наберет 6-8%. Вышло – 14% с хвостиком. Аналогичная ситуация с Партией регионов дает повод считать, что, возможно, были задействованы определенные технологии и административный ресурс. Я не могу утверждать об этом однозначно. На месте я не был, за руку не хватал. Но, то, что можно было понять с поступающих оттуда сообщений, и общая тенденция позволяют прийти именно к такому выводу.

«Свобода» расчетливо использовала существующие в нашем государстве, как на центральном, так и на местном, уровне противоречия между президентом и премьер-министром. Она использовала в своих интересах царящую в области борьбу за полномочия, а также успешно сыграла на разочаровании электората в «оранжевой» власти. Стоит отметить, что они действительно работали, работали в регионе, и поэтому с уверенностью смогли перехватить правую и право-центристскую часть голосов.

Другой вопрос – лозунги и программа. Мы видим, что на данный момент в общественном сознании «Свобода» занимает право-радикальную популистскую нишу. Она предлагает крайне простую риторику и такие же упрощенные политические рецепты. А это всегда опасно… Ведь то, что произошло в Тернополе, может стать искушением для президентского Секретариата – повторить нечто подобное на общенациональных выборах.

Какую именно технологию подберут для Тягныбока на президентских выборах, мне сказать, пока что сложно. Не исключено, что будет использован французский опыт 2002 года с лидером крайне правых, Жан-Мари Ле Пеном (Национальный фронт). Решающим на тех выборах должен был стать выбор левого и лево-центристского электората. По данным соцопросов основными конкурентами являлись кандидат от «партии власти», по своей природе – право-центристский «голлист», и перспективный социалист. Для нейтрализация левого оппонента правящий режим «неожиданно» завел во второй тур Ле Пена. В массовом сознании автоматически сработала аллергия на «угрозу фашизма», пришлось выбирать т.наз. «меньшее зло». За Ле Пена отдали свои голоса только 16% избирателей. За действующего президента, Жака Ширака, проголосовало 82% французов, и это при том, что в первом туре у него было только 20% народной поддержки.

В первую очередь Тягныбок собирается работать против Тимошенко. Но, не только. Он сможет отобрать голоса и у Ющенко, у и Яценюка, и у всех тех, кто постарается идти в право-центристском национальном спектре. Таким образом, он волей не волей подыграет Виктору Януковичу.

Парадокс Тягныбока всегда состоял в том, что, привлекая избирателей (в первую очередь западноукраинских) радикальной риторикой, он в действительности помогал Януковичу. Это было в 2004-м, 2006-м и 2007-м гг. Он обирает голоса у правых и по сути передает их в пользу Партии регионов.

При этом ему не занимать умения использовать, и очень умело использовать, поглотившие «оранжевых» противоречия. Учитывая же, что в этом году мы опять не увидим единого кандидата от «демократических сил», то благодатная почва для спекуляций Тягныбока обеспечена по полной программе.

На самостоятельную игру этот политик никогда претендовать не сможет. Для этого у него нет ни желания, ни опыта, ни команды. Посмотрите, что сейчас происходит в Тернополе – облсовет возглавит не местный лидер, а присланный из Львова член тамошней парторганизации «Свободы». Максимум, чего может достичь Тягныбок, - это небольшая парламентская фракция и, конечно же, содействие в приходе к верховной власти в стране для более увесистого кандидата.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ