В ДЕТАЛЯХ

2010.03.19

РПЦ подняла руку на украинских протестантов

«Этот законопроект показал всю «региональськую» сущность, – экспрессивно заявляет глава Собора независимых евангельских церквей, епископ Анатолий Калюжный. - Сейчас в Украине существует самое сбалансированное в Европе законодательство относительно свободы вероисповедания». Тем более это важно, говорит он, именно для такой сложной в конфессиональном плане страны, как Украина: «На протяжении 20 лет нам удавалось избегать серьезного противостояния на религиозной почве, за исключением православного раскола. Но в этом случае нам всем известно, чья рука за тем стоит»

Новая метла  по-новому подметает. Вот и сейчас в стране под влиянием трансформации  власти на политическом Олимпе меняются и приоритеты, а также центры внешнего влияния на Украину. Несколько ранее мы уж писали о том, что религия является вторым после капитала рычагом давления Кремля на нашу страну. Излишне также напоминать читателям, что наличие такой «анархической» страны у РФ под боком мешает Москве окончательно закрутить все «общественные» гайки у себя. 

Одним из видов незаметного влияния на российское общество, которое оказывает наш народ на Россию, является миссионерская деятельность украинцев. Объясню подробнее: не смотря на то, что в постсоветских странах официальное количество протестантов по статистике редко превышает полдесятка процентов, они отличаются такими общественно значимыми качествами, как социальная активность, предприимчивость, деятельная вера и интенсивная проповедь протестантской теологии.  

То есть из сотни  людей, назвавших себя православными, регулярно храм посещают и ходят к причастию от силы семь-восемь. А из сотни протестантов, таковыми (они сами применяют термин «возрождённые») будут до девяти десятков. То есть реальное их влияние на общество в идеале может рано или поздно сравниться с традиционными христианскими структурами. Достаточно глянуть на актуальную статистику по количеству зарегистрированных религиозных организаций. 

Характер этого  направления христианства побуждает  его последователей к активной миссионерской деятельности не только внутри Украины, но и за её пределами, особенно в местах, несвободных с точки зрения природных прав человека (Беларусь, Россия, страны Средней Азии и так далее). Подобная деятельность поощряется западноевропейскими и американскими собратьями по вере.  

Вот и выходит, что РФ пытается взять побольше сфер общественной жизни под свой контроль, пытаясь при этом на внешней арене оппонировать США, а тут какие-то сектанты интенсивно распространяют неканоничную Библию на исконно православных фофудьеносных землях вкупе с ценностями гражданского общества. Так уж вышло, что самыми удачливыми протестантскими миссионерами в РФ являются украинцы – видимо, сказывается близость двух менталитетов. По некоторым данным, их - более 70% среди всех российских распространителей Благой Вести (и миссионеров, и проповедников).  

В РФ уже не один год запрещён ввоз гуманитарной помощи. Издан также закон, жёстко ограничивающий материальную помощь религиозным и  общественным организациям России. Также  сейчас проходит апробацию закон, запрещающий миссионерскую деятельность на территории Российской Федерации. 

Рука  Москвы 

Потому не зря  РПЦ регулярно пытается если не уничтожить, то изрядно маргинализировать конкурентов, в том числе и с помощью  одиозных нормативно-правовых актов. И делает она это не только в России, но и здесь, в Украине. Речь идёт о пресловутом законопроекте № 5473 «Об изменениях к закону «О свободе совести и религиозных организациях»», поданном в ВР 24 декабря 2009-го регионалом Владиславом Лукьяновым и экс-бютовцем, одесситом Игорем Рыбаковым и изъятом 29 января 2010 года.  

«Мы против внесения изменений в базовый закон до тех пор, пока не будет принята «Концепция государственно-церковных отношений», проект которой подготовлен еще в 2004 году, и которая должна определить на законодательном уровне базовую модель отношений между государством и конфессиями» – говорит о. Евстратий (Зоря), епископ Васильковский (УПЦ КП).  

По мнению наблюдателей, украинское законодательство о религиозных культах является лучшим в Европе. Поэтому от добра, как говорится, добра не ищут. Потому абсолютное большинство религиозных деятелей страны довольно им, и никто не ставит под сомнение совершенство этого закона. «Единый, кто недоволен - РПЦ, - отмечает источник в среде украинских протестантских лидеров, - но мы-то знаем, что именно через Партию регионов она пытается влиять на наше государство. У них своя мотивация, об этом свидетельствуют те же неоднократные визиты патриарха Кирилла». 

Вместе с тем, по словам Евстратия, закон должен защищать людей от использования религии с целью причинить вред человеку или нажиться на ней: «Украина имела пример «Белого братства». Сейчас правоохранители расследуют деятельность Олега Кулика – «Моисея». Закон должен защищать человека от попадания в зависимость от религиозных мошенников». 

«Нынешняя редакция закона принималась в 1991 году, когда были совсем другие реалии. Сейчас по взаимному согласию всех конфессий до стабилизации политической ситуации в Верховной раде Украины он не пересматривается, – добавляет о. Георгий (Коваленко), глава Синодального отдела «Миссия духовного просвещения» УПЦ. - Что касается законопроекта 5473, то, честно говоря, я не слышал большого шума в экспертной среде. Скорее всего, резонанс вызван политической целесообразностью, когда та или иная сила пытается заработать на этом политические дивиденды». 

«Этот законопроект показал всю «региональськую» сущность, – экспрессивно заявляет глава Собора независимых евангельских церквей, епископ Анатолий Калюжный. - Сейчас в Украине существует самое сбалансированное в Европе законодательство относительно свободы вероисповедания». Тем более это важно, говорит он, именно для такой сложной в конфессиональном плане страны, как Украина: «На протяжении 20 лет нам удавалось избегать серьезного противостояния на религиозной почве, за исключением православного раскола. Но в этом случае нам всем известно, чья рука за тем стоит». 

«Ранее у РПЦ были неоднократные попытки подобных инициатив в Болгарии, Венгрии, Румынии, но все они оказались неудачными, – продолжает Калюжный. - Теперь же российское православие пытается воплотить эту политику, кроме Беларуси и России, еще и в Украине». 

Религия под запретом 

Шквал критики  вызвала норма о т.наз.«тоталитарных сектах». Доктор философских наук Виктор Еленский отмечает: «В зависимости от собственных предпочтений и уровня адекватности соответствующими ярлыками у нас обозначают, бывает, то «сергианскую секту», то «филаретовский раскол», не говоря уже о пятидесятниках или харизматах. Клеймить ярлыком «тоталитарные секты» все без исключения новейшие религиозные движения тоже привычно (в Украине, - Прим.Авт.)».

По мнению религиоведа, президента Украинской Ассоциации Религиозной свободы, нечёткость и размытость дефиниции «тоталитарная секта» фактически ставит под удар даже православные монастыри. Еленский напоминает о функционировании подобного, но гораздо лучше проработанного закона во Франции. Против него выступает сам Ватикан, мотивируя это тем, что его использование может привести к фактическому запрету на проповедь ЛЮБОЙ религии.  

«Я согласен  с Еленским, что не существует  законодательного понятия «тоталитарная секта», – говорит Георгий Коваленко. - Однако должна быть реальная процедура регистрации, при которой может зарегистрироваться лишь структура, которая существует в стране десятки, а то и сотни лет. Традиционные протестантские церкви Украины, точно также как и мы, выступают против тоталитарных сект, считая, что они должны быть запрещены или взяты под контроль».  

«Относительно предпосылки такого законопроекта, так у нас уже существуют мощные межцерковные объединения, такие, например, как Всеукраинский совет церквей, Межцерковный украинский совет, Протестантский совет церквей и т.д. – говорит Анатолий Калюжный. - Мы сели за круглый стол и отработали рычаги влияния на власть". Это было чётко видно на примере случая с Сандеем Аделаджей, его странной теологией и Кингз Кэпитал. Его пригласили на встречу, которая продолжалась пять часов. По ее итогам главный пастор «Посольства Божьего» публично покаялся в своих ошибках». 

«Никто не может влиять на ситуацию с деструктивными культами в Украине лучше, чем сами религиозные организации. Кому, как не нам, отделять зерна от плевел? Потому в этом аспекте мы, Украина, развиваемся верным сбалансированным путем, – продолжает евангелик. - Что же касается этого законопроекта, то, к счастью, его внесение на рассмотрение в парламент было выбрано очень неудачно. 24 декабря, Сочельник. Кроме того, еще и на пороге выборов. Поэтому авторы были вынуждены отозвать его «на доработку». Но подчеркиваю - от своих намерений эти люди не отказались!» 

Кстати, предлагаемые изменения дублируют ряд уже действующих норм уголовного и гражданского законодательства. Отрадно, что антисектантские потуги возрастают аккурат перед выборами: декабрь 2009-го, конец 2006-го, 2002-й и так далее.  

«По моим данным, недавно в Москве состоялась тайная встреча украинских политиков и верхушки Русской православной церкви, – отмечает старший пастор церкви  «Новая жизнь» Анатолий Калюжный. - Все это составляющие одной цепи. Кремль имеет четкую стратегию влияния на Украину, и религиозная составляющая здесь чрезвычайно важна. Наш сосед видит, что здесь ему нужно многое изменить в свою пользу. И попытки протолкнуть данный законопроект являются лишь началом. Поэтому здоровые силы украинского общества должны следить за тем, чтобы оппоненты не получили над нашим государством духовного контроля, ведь это очень серьезно». 

«Я считаю, что свобода совести, если бы  данный законопроект был бы  принят, никоим образом не пострадала  бы в Украине. Не думаю, что  изменения каким-либо кардинальным  образом повлияли бы и на религиозную ситуацию в Украине. Ведь по тем же исследованиям "Религиозные ценности украинцев», которые были представлены обществу осенью 2009 года, около 90% украинцев считают себя верующими, из них около 80% - православными и лишь 2-3% - протестантами, – заявляет о. Георгий - На сегодня политический строй и законодательство ничем не грозят протестантским организациям. Ущемляются скорее традиционные церкви… Я не вижу никакой проблемы – они, протестанты, будут продолжать жить и развиваться в своём закрытом секторе. И УПЦ всегда относилась с уважением к иноверующим и иным религиям». 

Баптист от ПРУ 

Отдельного внимания заслуживает личность Владимира  Шушкевича, председателя только что  созданного Духовного совета Украины при Партии регионов. Этот политик немало пропиарился на борьбе с пресловутым законопроектом № 5473.  

Об этом писал  в январе 2010-го сайт «Посольства Божьего». Известный правозащитник евангельских церквей Украины Владимир Шушкевич дал разъяснения по данной ситуации: «Я провожу многочисленные встречи с христианами по всей территории Украины и, слыша обеспокоенность подобными запретами, хочу отметить, что это типичные предвыборные провокации оппонентов Партии Регионов. Я прошу всех людей доброй воли, граждан Украины быть мудрыми и рассудительными и не поддаваться политическим спекуляциям». 

А 26 февраля политик заявил: «Также, как многим верующим по всей территории Украины, Бог открыл мне, что новым президентом Украины станет Виктор Янукович. Выбор Бога – это всегда лучший выбор для нас, выбор будущего. И потому, во главе с высшим руководством более 3500 крупнейших Евангельских протестантских церквей Украины и около 800 общественных организаций, мы проявили наивысшую степень доверия Виктору Януковичу и сыграли ключевую роль в деле его полной победы на президентских выборах».

Впрочем, наш источник жёстко раскритиковал данные цифры: «Эта статистика Шушкевича – ложь и личный пиар». 

В новости одного молодёжного протестантского ресурса от 2 марта, рассказывающей собственно о создании ДСУ, писалось: «Отдельным пунктом было принято постановление о принятии текста поздравления Совета в адрес новоизбранного президента Украины В.Януковича. Вручить поздравление от имени 3500 Евангельских протестантских церквей Украины и более 700 общественных организаций на церемонии инаугурации было поручено председателю Духовного Совета Украины Владимиру Шушкевичу». 

На единственной, оформленной в «канонично-региональском» стиле, страничке этой организации написано, что Шушкевич – «будучи евангельско-протестантским священником, ранее неоднократно лоббировал интересы христианских церквей на правительственном уровне».  

Впрочем, если недолго  порыться в поисковой выдаче по запросу «Владимир Шушкевич», то становится ясно, что он – банальный политик от религии.

Судите сами: в середине 90-х в прессе фигурировал как один из тех харизматских служителей церкви «Слово Веры» (ныне «Посольство Божье»), что благословили Павла Лазаренко и его «Громаду» на политическую борьбу. Шушкевич сам успел побывать членом этой партии. После 98-го он – уже нардеп от СДПУ(О), носит титул первого протестанта в ВРУ. В 2000-м рок-диджей Сева Новгородцев представляет его уже как «пятидесятника». Прошло менее десяти лет – и Шушкевич уже «евангельско-протестантский» священник (кто не в курсе, то баптисты, евангельские христиане, харизматы и пятидесятники – это четыре разных конфессии в протестантизме) и сторонник партии власти. 

«Владимир Шушкевич играет в свою игру, – отмечает анонимный источник в протестантской среде. - Он хочет попасть в следующий состав парламента, поэтому начал работать на выборах на Партию регионов». Когда он понял, что принятие этого одиозного законопроекта отвратит всех протестантов от Януковича, то, по словам источника, «открыл глаза Колесникову», и законопроект был снят.  

«Он не является протестантским лидером, он обычный прихожанин, – заканчивает источник - Если он таки пробьется в ВРУ, то неизвестно, чего больше будет в его действиях - работы на Бога или на себя»

P.S. Євстратій Зоря та Анатолій Калюжний висловлювали свою точку зору українською мовою

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ