В ДЕТАЛЯХ

2007.03.26

Над «ПРО»пастью

Украина все-таки сотрудничает с Вашингтоном в создании системы противоракетной обороны

Пронизывающее дыхание мировой гонки вооружений стало дополнительным неблагоприятным фактором, определяющим погоду весеннего политического сезона в Украине. Милитаристская риторика в диалоге Белого дома и Кремля переносится на наши политические «Палестины» обретая вполне реальные формы в противостоянии президента и правительства Антикризисной коалиции. Новая вероятная линия раскола украинского общества становится все более зримой.

В этом смысле возможное участие Киева в проекте создания американского национального противоракетного щита представляет собой своеобразный «ящик Пандоры» с пока скрытыми, но очевидно многочисленными угрозами и вызовами.

27 февраля в Днепропетровске президент Украины Виктор Ющенко сделал неожиданное заявление: «Я против того, чтобы украинские политики втягивались в дискуссию относительно размещения систем ПРО в Украине и у ее соседей без четкого комплексного изучения этого вопроса… Учитывая, что в правительстве каждый министр — министр иностранных дел, мне нужно объявить позицию президента относительно размещения элементов системы ПРО в Чехии и Польши».

В этой фразе пропущено всего одно слово. Если исходить из того, что объекты, размещаемые Прагой и Варшавой на своей территории, относятся к системе Национальной Противоракетной Обороны (National Missile Defense, создаваемой администрацией США с 2001 года), то по характеру заявления главы государства можно предположить, что Пентагон планирует разместить подобные объекты и в Украине.

Следует отметить, что первым на возможное сотрудничество с нашей страной в этом аспекте намекнул 29 января заместитель главы Агентства по ПРО США генерал Патрик О'Ралли. По его словам, Украина — «весьма сведущая страна с обширным послужным списком в том, что касается ракетной технологии». Тогда премьер-министр Украины отреагировал на эти ремарки так: «Вопроса об участии Украины в американской программе ПРО не существует». Информацию о том, что Украина не ведет переговоров с американцами, со свойственной прямотой подтвердил и министр обороны Анатолий Гриценко: «Такие заявления может делать только больной человек». И.о. главы украинского МИДа также заявлял, что «про Украину пока речь не идет».

Сенсационная новость о том, что Украина все-таки сотрудничает с Вашингтоном в создании системы противоракетной обороны, прозвучала в докладе госдепартамента США в первый весенний день. Полный текст этого документа представил в Вашингтоне совсем не «больной человек», а заместитель госсекретаря США по международной безопасности Джон Руд. Однако американский чиновник так и не пояснил, в чем именно заключается противоракетное сотрудничество Киева с Пентагоном: «Предпринимается широкой спектр, связанных с противоракетной обороной усилий с зарубежными правительствами и иностранной промышленностью. Какие-то страны размещают на своей территории ключевые объекты или элементы системы ПРО или активно обсуждают такую возможность, осуществляют конструкторские разработки или подписывают с США соглашения о сотрудничестве».

Уже на следующий день премьер-министр Украины заявил: «Если такое сотрудничество идет тайно — я не знаю. Официально такого сотрудничества пока нет».

Но стоит обратить внимание на следующую фразу Виктора Януковича: «Если речь идет о формировании глобальной системы безопасности, Украина должна принимать в этом участие, тем более, на территории Украины есть объекты, которые способны выполнять соответствующие функции. Мы не хотели бы быть сторонними наблюдателями, мы хотели бы быть участниками». Понятно, что никакого «формирования глобальной системы безопасности» в природе не существует, иначе не было огромного неудовольствия России действиями Варшавы и Праги.

Судя по всему, американцы предлагают украинской оборонной промышленности субконтракты на выполнение ряда работ. По информации российского эксперта, бывшего начштаба РВСН России Виктора Есина, на уровне Министерства обороны Украины дано принципиальное согласие, что «Южмаш», как главный разработчик тяжелых межконтинентальных баллистических ракет («Воевода», по классификации НАТО — «Сатана»), будет привлечен к работе над элементами американской ПРО. И хотя, скорее всего, пока речь идет о небольших суммах, следует учитывать, что лоббисты оборонки в большинстве своем находятся в рядах Антикризисной коалиции.

В вопросе размещения элементов системы ПРО в Чехии и Польши Виктор Ющенко, похоже, руководствуется тремя ключевыми факторами. Первая позиция: «нам надо четко отличить систему оборонительного характера от систем стратегических, наступательных — в том числе ракетных, ядерных. Речь идет о расширении оборонительной системы безопасности. Украина является участником соглашения по ПРО и участником соглашения о ракетах средней и малой дальности. Таким образом, Украина введена как официальная сторона в формат формирования континентальной и региональной системы безопасности. Хотел бы в особенности подчеркнуть: в ее оборонительный компонент».

Эта позиция президента не вполне совпадает с классическим военно-научным определением «стратегические силы», которые, как известно, включают две составляющие — оборонительную (системы ПРО) и наступательную (межконтинентальные баллистические ракеты, атомный подводный флот, стратегическая авиация, стратегические крылатые ракеты). Система ПРО, которую США разворачивают в Польше, Чехии и на Кавказе, представляет опасность для стратегической стабильности, прежде всего, тем, что нарушается общий баланс стратегических сил между Вашингтоном и Москвой. В этом смысле приходится констатировать прямую военную угрозу на границах Украины (не говоря уже о том, что современные ракеты ПРО оснащаются ядерной боевой частью и могут быть использованы как наступательные континентальные ракеты средней дальности).

Следует также помнить, что еще в середине 1960-х годов в США сформировалась группа политиков, которые считали, что создание ПРО чревато новой гонкой вооружений (что оказалось правдой) и даст США и СССР опасную иллюзию неуязвимости, что приведет к печальным последствиям. По мнению автора статьи, эта позиция актуальна и в наши дни.

Второго марта в Вашингтоне комиссар по внешней политике и безопасности ЕС Хавьер Солана дезавуировал вторую позицию Виктора Ющенко в отношение ПРО. Президент Украины, учитывая ключевую роль США в системе безопасности ЕС, считает: «Европейская оборонительная модель строится в контексте формирования системы коллективной безопасности, где противоракетная оборона является одним из неотъемлемых факторов этой концепции». Это прямо противоречит позиции Соланы, подчеркнувшего, что ЕС не собирается участвовать в проекте США по установке системы противоракетной обороны в Восточной Европе. ЕС также сомневается в существовании угрозы нападения на страны Европы с использованием баллистических ракет.

В своей третьей позиции по размещению ПРО в Чехии и Польше Виктор Ющенко исходит из того, что законодательство Украины определяет «прямое членство Украины в Европейском Союзе и североатлантическом оборонительном блоке; другими словами, участие в учреждениях, которые формирует европейскую коллективную систему обороны». Этот тезис, видимо, должен обозначить тождественность оборонительных планов НАТО и ЕС с национальной противоракетной программой США. Оказывается и тут все не просто. Министр обороны Германии Франц Йозеф Юнг заявил, что НАТО и Россия должны обсудить вопрос размещения американской системы ПРО в Восточной Европе.

В одном позиция руководителя украинского государства полностью совпадает с подходами главы немецкого Минобороны: «вопрос размещения элементов противоракетной обороны является суверенным правом каждой страны». Однако если Виктор Ющенко, формируя официальное мнение Украины о размещении элементов системы ПРО в Чехии и Польше, даже не упоминает Россию как главную озабоченную сторону, то Солана и Юнг отмечают, что для ЕС важно сохранять хорошие отношения с Москвой.

Сегодня нельзя утверждать, что развертывание системы национальной противоракетной обороны не является попыткой США как глобального государства добиться решающего перевеса в стратегической области. Но мировая гонка вооружений получила реальный старт на Мюнхенской конференции, когда российский президент Владимир Путин заявил об асимметричном ответе противоракетным усилиям США. Вашингтон создает противоракетную оборону, Россия, Китай и другие страны «оси зла» придумывают средства ее преодоления, совершенствуют свои защитные возможности. Москва уже объявила о шагах, которые предприняты ею в интересах усиления своего стратегического потенциала. Речь идет о создании межконтинентальных баллистических ракет с маневрирующими головными частями, об усовершенствовании способов преодоления ракетного щита, с использованием настильных траекторий запуска ракет.

Очевидно, что элементы систем ПРО в возможном глобальном конфликте будут первоочередными целями диверсионных подразделений и ракет средней и малой дальности. Очевидно и то, что перехват ракет системами ПРО с высокой вероятностью может привести к падению их на территорию Украины. В политических кулуарах Вашингтона бытует выражение: «противоракетная оборона — это необходимость попасть в одну пулю другой пулей».

Украина является первым государством добровольно отказавшейся от ядерного оружия. Украинским политикам необходимо забыть о внутренних раздорах, осудить милитаристские устремления и Вашингтона и Москвы, а не пытаться на них заработать. Нельзя допустить ситуации, в которой обломки баллистических ракет, созданных украинскими конструкторами, и сбитых ракетами-перехватчиками с использованием украинских технологий, будут падать на головы украинских детей.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ