В ДЕТАЛЯХ

2007.05.18

Рефат Чубаров: «18 мая в жизни каждой крымскотатарской семьи – это особый день»

«Наиболее оптимальное решение земельной проблемы состоит в немедленном резервировании в наиболее «проблемных» регионах Крыма достаточного количества земли, необходимого для расселения тех людей, которые имеют безусловное право возвратиться к своим родным местам»

18 мая – День депортации крымских татар.

Ввиду этого один из лидеров крымско-татарского национального движения, народный депутат Украины (фракция «Наша Украина») Рефат Чубаров рассказал в интервью RUpor`у о нынешнем положении дел с возвратом коренных жителей Крыма на свою историческую родину, об их адаптации к современным украинских политическим и правовым реалиям и отношениях с украинским народом.

Рефат, что для Вас означает дата 18 мая?

18 мая в жизни каждой крымскотатарской семьи – это особый день, преисполненный скорби, ибо нет ни одного крымского татарина, кому удалось бы избежать в результате депортации утраты своих близких и родных. Бесчеловечные условия комендантского режима, голод, болезни стали причиной массовой гибели крымских татар, основную часть которых составляли старики, женщины и дети. За первые годы ссылки крымские татары потеряли 46,2% своей численности.

В то же время, 18 мая в сознании крымских татар символизируется с борьбой за восстановление попранных прав. На протяжении долгих десятилетий, когда наш народ вел самоотверженную борьбу с режимом СССР за право возвратиться на свою Родину, в этот день повсеместно проводились молебны в память жертв депортации и массовые акции протеста крымских татар. И хотя после каждой такой акции следовали аресты активистов национального движения, репрессии властей только консолидировали крымских татар в их решимости добиться справедливости.

Поскольку и сегодня крымские татары не чувствуют себя полностью восстановленными в своих правах, следовательно, этот день – 18 мая – является одновременно и символом борьбы за устранение всех последствий преступной депортации, осуществленной 63 года назад.

Если долгое время мое поколение знало об ужасах депортации непосредственно от своих родителей, то теперь, разумеется, мы обладаем большим количеством архивных документов, в том числе отложившихся в фондах НКВД/НКГБ.

Говорят, что в этой истории больше мифов?

Как историку-архивисту, мне доводилось знакомиться с разными документами советского периода. Однако представьте мое состояние, когда неделю назад я взял в руки «схему оцепления и боевого обеспечения деревни Ай-Серез», составленную карателями из НКВД за несколько дней до акции изгнания. Мои отец и мать родились и жили в этой горной деревушке, что находится в десятке километров от Судака. Им было тогда 13 и 11 лет…

Все, что мне рассказывали в детстве,  нашло свое подтверждение в этом официальном документе, в котором заранее были расписаны по минутам все действия карателей по выселению более 1600 односельчан, а также отмечены места установки станковых и ручных пулеметов, готовых открыть стрельбу в случае попыток сопротивления. Хотя и сопротивляться там было некому, поскольку все дееспособные мужчины находились на фронте.

63 года назад, накануне 18 мая 1944 года, такие схемы и соответствующие расчеты (списки «спецконтингента», подлежащего выселению, количество войск и оперативного состава, задействованных для проведения «акции», потребность в автомашинах, вагонах, указание маршрутов и т.п.) были составлены по всем местам проживания крымских татар. Знакомство с этими документами позволяет утверждать о разительной общности применявшихся нацистским и коммунистическим режимами форм и методов расправы с большими группами людей: выбор жертвы - «спецконтингента», определение формы «наказания» или уничтожения, назначение даты акции, подготовка и переброска к местам проведения акции необходимых ресурсов, постановка задачи вплоть до низового воинского подразделения и территориального органа власти, обеспечение прикрытия.

Сколько крымских татар до сих пор проживает в изгнании?

Несмотря на то, что собственно репатриация длится уже более 17 лет, в местах высылки остается еще около 100 тысяч крымских татар, преимущественно в Республике Узбекистан. Согласно проведенным опросам, в том числе и международными институтами, практически все из них стремятся возвратиться на свою Родину, однако не имеют возможности по причине отсутствия материальных ресурсов. К сожалению, ни одно государство, включая Узбекистан, не участвуют в оказании помощи крымским татарам, проживающим на их территории, в возвращении на родину. И это несмотря на то, что эти люди, даже оказавшись против своей воли на их территории, десятилетиями вносили весомый вклад в развитие экономик данных государств.

Как обстоит дело с их этнической самоидентификацией?

Для начала, напомню результаты Всеукраинской переписи 2001 года.

В национальном составе населения Автономной Республики Крым преобладающее большинство составляют русские, численность которых составила 1180,4 тысячи человек или 58,5% от общей численности населения.

Второе место по численности в АРК занимают украинцы. Их численность насчитывает на дату переписи 492,2 тысячи человек. Удельный вес украинцев в общей численности населения АРК, указавших национальность, составил 24,4% по переписи 2001 года.

Третье место по численности в АРК занимают крымские татары. Их численность насчитывает на дату переписи 2001 года - 243,4 тысячи человек. Удельный вес крымских татар в общей численности населения АРК, указавших национальность, составил 12,1% по переписи 2001 года.

А теперь обратите внимание на то, какие соотношения в разных этнических сообществах людей, указавших язык своей национальности в качестве родного языка: русские – 99,7%, украинцы – 40,4%, крымские татары – 93,0%.

Откуда тогда такое несоответствие в данных?

К сожалению, реальное соотношение в крымскотатарском социуме людей, свободно владеющих своим родным языком, меньше, чем ими указано при переписи. Однако сам факт настаивания людьми на том, что именно крымскотатарский язык они признают своим родным языком, с моей точки зрения, убедительно свидетельствует о том, что подавляющее большинство крымских татар при любых обстоятельствах идентифицируют себя крымскими татарами. Кстати, это убедительный ответ некоторым политикам Украины, все еще лелеющим надежды на скорейшую ассимиляцию крымских татар.

Оказывает ли им украинское государство помощь в возвращении на родную землю?

Замечу сразу, - Украина является единственным на постсоветском пространстве государством, которое не только продекларировало право ранее депортированных возвращаться на свои земли, но и ежегодно предусматривающее в Государственном бюджете определенные затраты, направляемые на обустройство возвращающихся людей. Так, на 2007 предусмотрено профинансировать работы на сумму около 70 млн. гривен. Можно также говорить о конкретных мероприятиях в сфере возрождения школьного образования на крымскотатарском языке, развитии культуры.

В то же время, следует подчеркнуть, что реальные потребности по обустройству возвратившихся крымских татар намного больше, чем государство смогло выделить за все годы возвращения. Поэтому, справедливым будет утверждение о том, что подавляющее большинство крымских татар вынуждены самостоятельно решать вопросы обустройства своих семей. Достаточно посетить любое из 300 новых поселений, в которых обустраиваются крымские татары, чтобы убедиться в том, что многие семьи так и не смогли завершить строительство домов, начатые ими еще в 1991 году и позже…

Чем более всего официальный Киев может помочь крымским татарам?
 
До настоящего времени Украинское государство так и не приняло не одного законодательного акта, направленного на решение вопросов политико-правового характера, в том числе и о статусе крымскотатарского народа в Украине. Тут, не углубляясь в суть вопроса, замечу, что без принятия таких законов трудно рассчитывать на эффективное устранение всех последствий преступной депортации крымских татар 18 мая 1944 года и десятилетий их насильственного удержания в местах высылки.
 

Следовательно, значительная часть украинского политикума все еще не осознала тот факт, что крымскотатарскому народу, чья историческая территория полностью находится в составе Украинского государства, должны быть предоставлены правовые гарантии, обеспечивающие сохранение и дальнейшее развитие одного из  коренных народов Украины.

Каким образом крымские татары объясняют свое незавидное положение в независимой Украине?

По разному. Однако в подавляющем своем большинстве крымские татары осознают, что восстановление их прав непосредственно связано с возможностью дальнейшей демократизации Украинского государства. Это одно из объяснений того, почему крымские татары традиционно поддерживают национально-демократические силы, ориентированные на всестороннюю интеграцию Украины в европейские структуры.

Начало репатриации крымских татар совпало с национальным возрождением Украины. Кем являются для татар этнические украинцы – партнерами, вынужденными соседями или «неверными»?

Все зависит от того, каких идеологических или ценностных ориентаций придерживается конкретный человек, идентифицирующий себя этническим украинцем.

Понятно, что те украинцы, особенно политики, которые выступают за возрождение СССР, отрицают Голодомор, не признают репрессии советского режима против собственного народа, относятся к крымским татарам с большим предубеждением.

Однако будущее Украины не за такими людьми, чье сознание бесповоротно деформировано советскими стереотипами и мифами. Смею заверить, что большинство украинцев, с пониманием относиться к проблемам крымских татар и считают их добрыми соседями.

Достаточно ли защищены религиозные права верующих мусульман среди репатриантов?

С точки зрения действующего законодательства – «да». Однако жизнь намного сложнее, чем определено законами. Если кратко, - подавляющее большинство государственных чиновников в крымских органах власти больше склонны содействовать решению проблем верующих лишь одной конфессии, а именно Украинской православной церкви Московского патриархата.

Как коренное население полуострова воспринимает нынешний политический кризис в Украине?

С большим беспокойством, как и все население Украины. Люди не только осознают, но и непосредственно отмечают то, что нестабильность в обществе, кроме социально-экономических неурядиц, создает условия для искусственного противопоставления людей в зависимости от их политических, этнических или религиозных особенностей.

Каковыми Вам представляются оптимальные перспективы решения «земельного вопроса» в пользу крымских татар?

Я бы не ставил так вопрос – «в пользу крымских татар». Речь должна идти о справедливости, о том, чтобы наделить землей крымских татар, возвращающихся после полувекового изгнания на те же земли, которые у них были отняты преступным образом. При этом следует понимать, что большинство крымских татар стремится возвратиться именно в те населенные пункты, откуда их самих (или их родителей) насильственно изгнали 63 года назад.

Следовательно, наиболее оптимальное решение земельной проблемы состоит в немедленном резервировании в наиболее «проблемных» регионах Крыма достаточного количества земли, необходимого для расселения тех людей, которые имеют безусловное право возвратиться к своим родным местам.

Власть же, вместо этого, молча наблюдает, если сама не участвует, в массовом растаскивании земли, в том числе структурами извне Украины, в частности российскими.

Беседовал Дмытро Добрый
Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ