В ДЕТАЛЯХ

2007.07.13

Конституционный Суд выведен из игры

Цель суда - ничего не предпринимать, «законсервировать» правовую систему, чтобы не отвлекать внимание от выборов и каким-либо образом повлиять на крушение некоего подобия мира установившегося между президентом и премьером

«Вы где родились? В Донецке? Тогда, пожалуйста, на работу в прокуратуру», - такими словам из бородатого анекдота озаглавлены принципы подбора госслужащих, происхождение коих теряется в неведомых глубинах кумовства, удачного соседства и иных феноменах народного сознания. В случае с Конституционным Судом Украины Донецк можно смело заменить Закарпатьем.

Из закарпатского облцентра Ужгорода (точнее – села Дубровка одноименного р-на) происходит новоназначенный председатель Суда Андрей Андреевич Стрижак. Там же в период с 1996 по 2004 гг. он возглавлял сначала областной, потом аппеляционный областной суд. В КСУ прошел по квоте съезда судей. Учитывая неимоверное влияние в ужгородских коридорах власти прежнего губернатора края Виктора Балоги, ряд СМИ сразу же окрестили Стрижака «человеком Балоги».

Известие о новых интригах Банковой упало на благодатную почву предвыборных скандалов. Приписать фигуре Балоги узурпацию власти в КСУ дело нехитрое. С легкой руки пиарщиков коалиции назначение Стрижака ставят в один ряд с «захватом» редакции «Урядового курьера», сменой глав облгосадминистрации и давлением на партии мегаблока Луценко. Для демонизации вездесущего экс-губернатора Закарпатья дивным образом один за другим нанизываются чуть ли не все известные факты политической жизни Украины. Между тем, глубинные процессы в недрах органа конституционной юрисдикции в пылу борьбы за полномочия имеют куда более многогранные и яркие оттенки.
 
«Не авантюрист»

На закрытом судейском голосовании кандидатура Стрижака прошла гладко не по причине протягивания ее Балогой, а из-за принципиального согласия на необходимую президенту перестановку со стороны партии Виктора Януковича. Поэтому преемник Домбровского не принадлежит к «великолепной пятерке» судей (Стецюк, Кампо, Шишкин, Лылак, Мажучак), заявлявших во время парламентского кризиса о давлении на них со стороны «определенной политической силы». «Существует хотя и наполовину формальное, но все же достигнутое, соглашение сторон на эту фигуру», - подтвердил собственную информацию RUpor`а директор Украинского центра политических исследований и консультаций Михаил Погребинский.

Удивительно, что на этом фоне бесследным осталось заявление члена Комитета Рады V созыва по делам правосудия, «регионала» Юрия Мирошниченко, обнародованное на сайте Закарпатского областного отделения Партии регионов. «По характеру Стрижак достаточно уравновешенный, толерантный человек, который не будет идти на политические авантюры. И рисковать не будет – он не авантюрист», — считает Мирошниченко. Мирошниченко охарактеризовал Стрижака как профессионала, что «хорошо разбирается в конституционном праве». По его словам, перед судьями стояла задача избрать такого руководителя, который сможет обеспечить нормальное функционирование суда и не будет провоцировать дискуссии относительно политической ангажированности КС. «Безусловно, это был компромисс, призванный реанимировать доверие к Конституционному Суду. И мне кажется, этот компромисс был удачным», — сказал он.

Для Ющенко, гревший лавку запасных протеже Балоги, выгоден тем, что не допустит размывания непрочных юридических оснований проведения перевыборов. А состоящее из нескольких конкурирующих групп окружение Януковича пропустило Стрижака в председатели из-за отсутствия на него антипремьерского компромата и обвинений в политической ангажированности.

Таком образом, можно говорить о том, что конъюнктурности в работе КСУ далеко не убавится. «Если на рассмотрении у Суда окажутся сложные вопросы, то мы не застрахованы от того, что решения будут приниматься под влиянием ведущих политических сил, и суд не сможет играть самостоятельную роль», - заявил RUpor`у политолог Александр Дергачев. – «Нынешний состав Конституционного Суда будет держать нос по ветру. И это не признак компетентного государственного органа».

Выражение «не авантюрист» не свидетельствует в пользу наличия у Андрея Андреевича отчетливой воли или самостоятельного мышления. Кроме как нейтральным его можно считать и легко управляемым. Пригодность к манипулированию новым главой суда связана с отсутствием у него хваленых знаний конституционного права Украины и мира.

Твердый судья

Секретариат, видимо, не желал наступать на те же грабли и толкать в плечи мягкотелого интеллигента районного масштаба на подобии уступившего свою должность Ивана Домбровского. Для того чтобы «решать дела» особое понимание Конституции и известность в академических кругах не нужна.

Несмотря на официальную информацую о том, что перу Андрей Андреевича принадлежат научные работы по административному праву, он относится к судьям никогда всерьез не исследовавшим ни административное, ни конституционное право. Он находится в числе тех немногих из судей КС, кто имеет степень кандидата юридических наук, но защищались по криминальному и экологическому праву. Настоящими учеными-конституционалистами там являются только университетская профессура (Петр Стецюк, Владимир Кампо) и первый генпрокурор независимой Украины Виктор Шишкин.

Из научной среды происходят т. наз. «мягкие» судьи, не пригодные для работы в сложившийся при СССР и существующей доселе «правовой системе». «В судах и в правоохранительных органах под правом понимается исключительно облеченная в силу воля правителя», - объяснил RUpor`у отношение к закону его главных блюстителей член правления Ассоциации украинских юристов Всеволод Речицкий.

Лиха беда – начало

На вопрос о том, чем же займется высокий Суд и последуют ли за назначением Стрижака преобразования, способные восстановить на долго утраченную репутацию, можно ответить весьма лаконично. Как раз ничего делать ему сейчас и не надо. Цель суда - ничего не предпринимать, «законсервировать» правовую систему, чтобы не отвлекать внимание от выборов и каким-либо образом повлиять на крушение некоего подобия мира установившегося между президентом и премьером.

Основная политическая интрига развернется не в ходе избирательной кампании, и даже не при наступающей после нее песни под названием «Коалициада», а во время принятия новой редакции Конституции. Вот тогда-то и начнется успешный похорон политреформы, после чего Стрижак окажется не в удел (по версии сторонников политреформы), если таковые еще останутся в правящем бомонде.

Президент и премьер вывели Конституционный Суд из игры, фактически назначив для присмотра за ним давнего друга Балоги. Отношения Акакия Акакиевича (простите – Андрей Андреевич) с главой Секретариата подразумевают не готовность к неуклонному выполнению политического заказа одной из сторон, а скорее гарантию отказа движения в сторону конституционных дебрей и внесения сумятицы в хрупкие договоренности, что было присуще большому любителю буквы закона Домбровскому.

Для того чтобы вернуть себе хотя бы минимальное доверие, Суду нужно залечь в спячку. Одного единственного «льготного» решения вполне хватит до начала октября. Вершители попранных норм Основного Закона могут смело и уверенно отправляться на летний отдых, получив без малого по 40 тысяч отпускных. Никакой угрозы для отвоевавших свое сторон они отныне не представляют.

И не беда, что Конституционный Суд превращен в областное «решалово» с минимальной пропускной способностью. Не беда, что статья 3 Конституции, провозглашающая право человека на жизнь, честь и достоинство превращены бесконечным потоком лоббистского законодательства в пустой звук. Как говорил некто с претензией на классика, «главное – чтобы не было войны».
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ