В ДЕТАЛЯХ

2008.02.08

Опять «дело труба»

Если глава Кабмина хочет расчистить поле от посредников не только на внутреннем энергорынке, но и исключить их из каких-либо межгосударственных договоров с экспортерами углеводородов, то гарант, ради сохранения для Украины нынешней, относительно невысокой цены, не исключает возможности оставить газотрейдеров в схемах

Если история развивается по спирали, то украинско-российские отношения в энергетической сфере, к сожалению, «ходят» по кругу. За последние пару лет российский газовый монополист в очередной (третий по счету) раз пригрозил Украине «закрутить газовый вентиль». В начале января 2006-го, после предпринятой накануне «артподготовки», в виде помпезного начала строительства газопровода «Северный поток» (в обход Украины) и растиражированных российскими электронными СМИ картинок с «учений» по прекращению подачи газа в украинскую ГТС, Белокаменная добилась от Киева подписания договоров на предложенных ею условиях. Напомним, что тогда появилась новая, более высокая цена на газ для Украины. Также было скреплено «свежими» печатями присутствие на отечественном энергорынке, в качестве посредников, дочерних предприятий «Газпрома». Практически, в январе 2006-го, этим газотрейдерам был предоставлен монопольный доступ к конечным украинским потребителям. Заодно на пять лет была «заморожена» ставка за транзит в Европу по украинской ГТС российских углеводородов. Заметим, что ставка в 1,6 долларов – не только не была экономически обоснованной, но даже не покрывала затрат на содержание ГТС. 

Осенью 2007-го, ввиду ожидавшейся со дня на день смены украинского правительства, Россия в очередной раз раструбила на весь Мир о своем намерении сократить объемы поставляемого нам топлива, заявив о многомиллиардных долгах перед «Газпромом», якобы накопленных нашей страной. Напомним, тот «ребус» удалось мгновенно разгадать, поскольку быстро выяснилось – Украина, к долгам накопившимся между частными хозяйствующими субъектами, в общем-то, не имеет никакого отношения.

И вот, похоже, пришел черед новой серии захватывающего триллера. Вчера официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил, что российский газовый концерн с 11 февраля, может прекратить поставки своего газа в Украину в связи с «неоформленным» потреблением газа и ростом задолженности. По словам чиновника, задолженность за поставленный с 1 января российский газ приближается к $500 млн, а общий просроченный долг по поставкам газа в Украину достиг $1,5 млрд. Заметим, об объемах «российского» газа чиновник «Газпрома», почему-то, не упомянул. По-видимому, посчитав весь объем среднеазиатского газа собственностью своей газовой монополии. Напомним, совсем недавно «Газпром» прозрачно намекал, что в связи с холодными погодными условиями и, якобы по этой причине, имевшими место недопоставками среднеазиатского газа в российский газопровод, монополист был вынужден «делиться» с Украиной газом из российского баланса. Называлась даже цена этого газа – 314,7 долларов за тысячу кубометров.

Думается, впору задаться вопросом - о каком газе и, главное, о каких объемах и по какой цене, идет речь? Ведь 179 долларов за среднеазиатский газ на российско-украинской границе - это несколько меньше чем 314 за российские углеводороды на тех же рубежах. Весьма показательно, что несколько ранее в «УкрГазЭнерго» заявили о существовании перед ними задолженности у НАК «Нафтогаз Украины» как раз на искомые 1,5 млрд долл. Правда, по собственным признаниям работников «УкрГазЭнерго», сумма долга не может быть документально подтверждена из-за отсутствия заключенных договоров и актов передачи газа. Таким образом «Нафтогаз Украины», якобы, осуществляет бездоговорной отбор и поставку газа потребителям, что делает невозможным погашение задолженности «Нафтогаза Украины» перед «УкрГазЭнерго» и, далее по цепочке – от RosUkrEnergo к «Газпром-Экспорту», а от него, собственно, к «Газпрому».

Не секрет, что даже «эксперты» с российской стороны нынешнюю «необходимость» прекращения поставок газа в Украину связывают не с экономическими, а с политическими факторами, называя это вынужденной мерой, реакцией на действия украинского правительства. Стоило нашему Кабмину начать пересмотр существующих на внутреннем энергорынке страны газовых схем, как Украина в очередной раз попала в разряд неблагонадежных партнеров, которые могут сорвать поставки российских углеводородов в ЕС. Интересная логика – не правда ли? Если РФ, исключительно по доброте душевной, когда-то пошла навстречу Украине и согласилась пристать на «наше предложение» о включении каких-то частных компаний в схему поставок газа, то почему теперь официальная Москва так бурно реагирует по поводу аннулирования этим газотрейдерам лицензий на работу с конечными потребителями газа в Украине? И почему не торопит логичный возможный возврат к прямым межгосударственным договорам? И где, в случае возврата на межгосударственный уровень, «растворится» весь дешевый среднеазиатский газ, некогда зафрахтованный Украиной? Вопросы, однако…

Примечательно, что вчера вечером в эфире одного из отечественных телеканалов, Виктор Ющенко впервые назвал вещи своими именами заявив, что украинская сторона не имеет никакого отношения к компании РосУкрЭнерго. На протяжении длительного времени официальный Киев предпочитал не комментировать заявления высшего российского руководства, которое неоднократно, с плохо скрываемой иронией, заявляло о том, что присутствие в схемах поставок газа в Украину этой дочерней структуры «Газпрома» - инициатива исключительно украинской стороны.

Очевидно, что проблема наведения порядка в стратегических секторах экономики страны уже несколько лет как перезрела. В мнении о том, что на газовом рынке пора создать нормальную, прозрачную (как и для ведения любого цивилизованного бизнеса) модель и одновременно усилить государственный контроль - едины и Банковая и Грушевского. Однако, если глава Кабмина хочет расчистить поле от посредников не только на внутреннем энергорынке, но и исключить их из каких-либо межгосударственных договоров с экспортерами углеводородов, то гарант, ради сохранения для Украины нынешней, относительно невысокой цены, не исключает возможности оставить газотрейдеров в схемах, но только до границ с Украиной.

К сожалению, неоспоримым является и тот факт, что Россия ни при каких раскладах не пойдет ни на первое, ни на второе предложение официального Киева. Заявление Куприянова свидетельствует о том, что Москва готова и, разумеется, будет настаивать на том, чтобы контрагентом «Нафтогаза Украины» по закупке топлива было только совместное предприятие «УкрГазЭнерго», к слову, созданное на основании межкорпоративного договора между «Нафтогазом», «Газпромом» и «РосУкрЭнего», от 4 января 2006 года.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ