В ДЕТАЛЯХ

2008.02.22

Тимошенко в Москве не поняли

Показательно, что по завершении вчерашней встречи с руководством «Газпрома» украинский премьер, которая обычно «не лезет за словом в карман», даже отменила запланированную пресс-конференцию для СМИ

Двухдневный визит Юлии Тимошенко в Москву закончился полным провалом. Единственным неоспоримым достижением украинского премьера стал факт того, что Тимошенко удалось встретиться практически со всем «пулом» высшего руководства России, включая и президента Владимира Путина. Показательно, что по завершении вчерашней встречи с руководством «Газпрома» украинский премьер, которая обычно «не лезет за словом в карман», даже отменила запланированную пресс-конференцию для СМИ. На первые комментарии относительно своей поездки Юлия Владимировна решилась лишь по прилете в Борисполь, но, и, сойдя с трапа самолета, была более чем лаконична. 

Накануне визита вице-премьер Александр Турчинов заявил журналистам о том, что Тимошенко начнет газовые переговоры «с чистого листа». Однако, по прошествии двух дней стало понятно - официальная Москва недвусмысленно дала понять украинскому премьеру, что деревообрабатывающая отрасль РФ переживает не лучшие времена и чистый «аркуш паперу» в данный момент сыскать не представляется возможным.

В первый день своего визита Тимошенко встретилась вначале с премьером, а затем и с президентом РФ. После переговоров Тимошенко с премьер-министром РФ Виктором Зубковым, высшим правительственным чиновникам двух стран оставалось лишь сухо констатировать, что правительства РФ и Украины подтвердили свою приверженность строго выполнять договоренности в газовой сфере, достигнутые президентами Путиным и Ющенко 12 февраля. Виктор Зубков и вовсе заметил, что главы кабминов не достигли на переговорах абсолютного единства мнений по всем обсуждаемым темам, но продемонстрировали стремление к конструктивному диалогу. Продуктивность самой встречи выразилась в констатации Зубковым позитивной динамики в торгово-экономическом сотрудничестве Украины и РФ. «Я скажу прямо, что мы констатировали позитивную динамику наших торгово-экономических отношений. Товарооборот в прошлом году составлял больше 30 млрд. долларов», - сказал В.Зубков.

Относительно газовых вопросов российский премьер заметил, что «среди предложений Украине – не только транзит, но и совместное освоение углеводородных месторождений в обеих странах, причем с равноценным обменом активами». Таким образом, Зубков намекнул на украинскую ГТС и предложил как бы вернуться в 2007-й год, когда официальному Киеву, «выразившему желание» получить доступ к разработке газовых месторождений в России, было предложено обменяться газовыми активами. Не менее расплывчата в формулировках была и Юлия Тимошенко, заявившая лишь о том, что стороны «прошли практически все вопросы, которые нужно решать Украине и России сегодня». «Я могу твердо сказать, что нет ни одного вопроса, относительно которого сегодня не наметили бы позитивный конструктивный и абсолютно эффективный путь решения» - резюмировала Тимошенко.

Из здания правительства РФ Тимошенко отправилась в Ново-Огарево. Владимир Путин принял украинского премьера в Каминном зале этой резиденции. Тон на встрече задал президент России, который сразу же напомнил Тимошенко о своих переговорах с Виктором Ющенко 12 февраля. «Мы обсудили ряд проблем, которые, на первый взгляд, казались серьезными, но выяснилось, что проблемы все могут быть решены и глубоких противоречий относительно ни одной из них нет», - пояснил он Тимошенко в самом начале диалога с украинским премьером. Тем самым Путин недвусмысленно дал понять, что пересмотр достигнутых президентами двух стран договоренностей ни «с чистого листа», ни каким-либо иным способом невозможен.

Очевидно, что основная борьба между «заинтересованными лицами» с обеих сторон украинско-российского кордона идет за право как новых, так и старых СП осуществлять реэкспорт газа в Европу, а также работать с конечными потребителями в Украине.

Напомним, что в первые дни своей работы Кабмин Тимошенко попытался вернуть на внутренний рынок торговли газом частных газотрейдеров. В начале января решение было оформлено в виде поручения премьер-министра Юлии Тимошенко «изучить возможности» отзыва либо изменения условий лицензий, ранее выданных импортеру природного газа в Украину — компании ЗАО «УкрГаз-Энерго» (УГЭ), совместному предприятию НАК «Нафтогаз Украины» и российско-швейцарской RosUkrEnergo (RUE). Измененные условия лицензирования предполагали сокращение доли прямых поставок, осуществляемых УГЭ крупным промышленным потребителям Украины на 90%. Но главной «изюминкой» стали планы правительства Тимошенко увеличить до 9 млрд. кубометров долю экспорта в газовом балансе страны. Более того, в списке экспортеров не значилась компания RUE.

Реакция лоббистов хорошо известна. Собственно, именно их ответная реакция и спровоцировала новый виток напряженности в отношениях РФ и Украины. Ни для кого не секрет, что «РосУкрЭнерго» занимается «благотворительными» поставками среднеазиатского газа в Украину лишь потому, что украинской стороной было позволено этой компании (через дочерние структуры) работать с конечными потребителями на нашем газовом рынке. К тому же основные барыши «швейцарцы» имели от перепродажи газа в Европу. Реэкспорт компании в 2007-м году составлял порядка 6 млрд. кубометров газа. Заметим, что RUE два года подряд имела эксклюзивные права на поставку в Европу углеводородов посредством украинской ГТС. Остальной газ прокачивал по нашей трубе на континент исключительно «Газпром». Как Тимошенко собиралась «выкроить» из баланса 9 млрд. газа и кто должен был «сменить на посту» RUE – доподлинно неизвестно.

Попытка, предпринятая Юлией Тимошенко, протиснуться в «узкое горлышко» украинской ГТС натолкнулась на, мягко говоря, «непонимание» со стороны хозяйствующих «на трубе» субъектов. Не стоит напоминать, чем заканчивались подобные «телодвижения» в лихие девяностые прошлого столетия. Сегодняшние участники газового рынка об этом хорошо осведомлены. Осознав, что «крепость» неприступна, в окружении Юлии Тимошенко заговорили о расширении транзитных мощностей страны. Логика и мотивы Юлии Тимошенко, в общем-то, просты для понимания. Тот же «Карпатский поток», на который требуется каких-то 560 млн. долларов, с радостью профинансирует Евросоюз. Еврокомиссия вот уже несколько лет тем и занята, что активно ищет пути диверсификации транзитных потоков. Не было бы проблем и с финансированием строительства «Белого потока», который Тимошенко предложила европейцам в ходе своего недавнего визита в Брюссель. В «чистом остатке» подобных инициатив украинского премьера, естественно, ее собственный интерес. Ведь, расширив тем или иным (а возможно и обеими) способом транзитный потенциал Украины, Тимошенко смогла бы «вписаться» в новые схемы поставок.

Но, судя по всему, Россия была весьма скептически настроена по отношению к новым инициативам Тимошенко. Оговорка Зубкова об обмене газовыми активами дает основания утверждать, что Москва серьезно рассматривала бы предложение Украины относительно достройки участка газопровода Богородчаны - Ужгород («Карпатский поток»), лишь в случае создания консорциума по управлению украинской ГТС. Разумеется, для Украины такой подход неприемлем. А вот как для самой Юлии Тимошенко – неизвестно. Что стоит за ее словами о том, что с Владимиром Путиным «обсуждалась стратегия сотрудничества России и Украины в газовой сфере и развитие транспортных коридоров» - знает лишь сама Юлия Владимировна.

Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ