В ДЕТАЛЯХ

2008.04.02

На саммите НАТО Украина стала заложником США

Вопрос присоединения Украины к Плану действий для членства в НАТО будет рассмотрен на саммите в Бухаресте только в том случае, если участники Альянса не перессорятся на предварительных вопросах - мера участия НАТО в военной операции в Афганистане и переформатирование Альянса в глобальную систему безопасности с привлечением Японии, Австралии и других стран

Вопрос присоединения Украины к Плану действий для членства в НАТО будет рассмотрен на саммите в Бухаресте только в том случае, если участники Альянса не перессорятся на предварительных вопросах. Ведь, на самом деле, вопросы Украины и Грузии сейчас далеко не самые актуальные для НАТО. 

Внутренняя дискуссия и внутренняя линия водораздела в середине Альянса не проходит по украино-грузинскому вопросу. Она посвящена мере участия НАТО в военной операции в Афганистане и достаточно глобальному, я бы даже сказал, стратегическому вопросу – каким быть НАТО в будущем, где идет речь о программе реформирования самого НАТО как организации коллективной безопасности. Эти вопросы и будут главными, даже определяющими для НАТО и для саммита со 2 по 4 апреля.

Вопрос Украины и Грузии стоит третьим по значимости для всех стран-членов в целом. Поэтому то, каким образом будет решена дальнейшая судьба этих двух государств относительно степени сотрудничества с НАТО, напрямую зависит от того, как пройдет обсуждение, и какие в итоге решения будут приняты по предыдущей части повестки дня саммита (афганская кампания и переформатирование НАТО).

Поскольку Франция и ряд других стран Европы не желают посылать своих солдат в Афганистан и сопротивляются усилиям США по превращению НАТО в систему безопасности глобального характера – с включением в нее Японии, Австралии и других новых членов – в вопросе присоединения к ПДЧ Украины и Грузии они тоже высказывают некую осторожность. Но это не потому, что настроены против Украины или Грузии, или потому, что они против будущей перспективы расширения Альянса, а потому что они не согласны с США по ряду других принципиальных вопросов. Именно поэтому я убежден, что если первые два вопроса они решат спокойно, только тогда они смогут перейти к вопросу № 3 (ПДЧ для Украины и Грузии). Если же у них с самого начала наметится конфронтация с Америкой, то тогда они, возможно, и вовсе не дойдут до нашего вопроса.

При этом я считаю, что российская точка зрения не только на ПДЧ для Украины, но и на вероятное членство нашей страны в Альянсе, конечно же, мифологизирована. Она не будет определяющей, поскольку Владимир Путин и Российская Федерация, как не член НАТО, участия в принятии решений не принимают, и принимать не будут. Может быть, имеют только влияние, но такое же влияние есть у Ющенко, Саакашвили и всех других президентов, приглашенных на саммит.

Позиция России может быть использована и как объяснение своих собственных действий Францией, Бельгией, Германией и другими скептически настроенными по отношению к ПДЧ для Украины странами («старая Европа»). Сказанное Путиным они могут взять в качестве собственного аргумента, но опять-таки для прикрытия своих внутренних трений с США, а не для признания какой бы то ни было зависимости от Кремля.

Пропагандистский занавес оппонентами США выбран очень удобно. Путин, по сути, будет мастерски использован Францией и Германией в их собственных целях. Россия всегда держала мину противника расширения НАТО на Восток. И когда туда вступала Польша, и во время вступления стран Балтии. Тем не менее, кроме риторики, за этим больше ничего не последовало. Никаких последствий не было. Собственно говоря, чего-то другого ожидать от России невозможно. Но и преувеличивать ее значение тоже не стоит.

Украинские СМИ почти не заметили вчерашнее заявление лидера Компартии Украины Петра Симоненко, сделанное на пленарном заседании парламента, о том, что он якобы имеет в своем распоряжении документы об адресованном Альянсу предложении Виктора Ющенко направить в Афганистан контингент украинских миротворцев. По мнению Компартии, таким образом глава государства пытается расположить к себе США как одного из ведущих членов Альянса.

На самом деле КПУ переоценивает сенсационность своего заявления, равно как и гипотезу с торгом между Украиной и США на тему Афганистана. Присутствие наших миротворцев в этой горячей точке давным-давно обсуждается на переговорах с НАТО и украино-американских переговорах. Я думаю, что по данному вопросу были приняты решения и во время нынешнего визита Джорджа Буша.

Это дает основания полагать, что контингент украинских миротворцев в Афганистане будет расширен. Однако я не считаю, что это будут бойцы, скорее всего, речь идет об увеличении уже имеющегося там контингента военных врачей из Украины.

Естественно, что это поспособствует решению нашего вопроса (№ 3) во время проведения саммита. Но данное предложение не станет определяющим. В любом случае Украина останется одним из самых существенных контрибьютеров международной безопасности. Мы этим активно занимаемся. Очень многие военные и гражданские специалисты у нас уже прошли через миротворческие миссии. И для них это безусловная честь. Не зависимо от флага.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ