В ДЕТАЛЯХ

2008.04.08

Путин напугал Евросоюз

Украина не может стать ассоциированным членом Евросоюза, поскольку такого статуса просто не существует. Что вкладывает в понятие «ассоциированного члена» Виктор Ющенко – неизвестно. Однако с трудом верится в то, что специально для Украины европейцы будут «изобретать велосипед»

Безусловно, катализатором процесса непредоставления Северо-Атлантическим Альянсом ПДЧ Украине и Грузии стала позиция России. Впервые в истории создан прецедент, когда государство, не являющееся членом НАТО, наложило вето на принимаемое этим военно-политическим блоком решение. Можно долго дискутировать по поводу того, кто выиграл, а кто проиграл в Бухаресте. Однако, по мнению некоторых аналитиков, решение Альянса повременить с предоставлением Украине и Грузии ПДЧ, может поставить крест на Северо-Атлантических перспективах этих двух постсоветских стран. События последних дней вызвали серьезную озабоченность относительно дальнейших перспектив Украины и на пути европейской интеграции. Обнародованная некоторыми СМИ бухарестская кулуарная риторика Владимира Путина (напомним, что президент РФ фактически поставил под сомнение суверенность нашего государства) наверняка заставит членов Евросоюза задуматься о том, до какой степени возможно сотрудничество с Украиной, дабы в очередной раз не огорчить Кремль. Наивно полагать, что со сменой фамилии на двери главного кремлевского кабинета, официальная Москва кардинальным образом изменит свою внешнюю политику. Еще более невероятным выглядел бы отказ Белокаменной от главного стратегического направления – сохранения своего влияния на процессы, происходящие в непосредственной близости от своих границ. И если сегодня Россия, в общем-то, не против европейского вектора Украины, то лишь потому, что в ЕС нас никто не зовет. 

Намедни, выступая на V Ассамблее Всемирного движения за демократию, президент Украины Виктор Ющенко спрогнозировал, что уже в сентябре этого года наша страна получит статус ассоциированного члена Европейского Союза. По словам Ющенко, осенью планируется подписать политическую часть нового Усиленного соглашения между Украиной и ЕС, где впервые будет зафиксировано ассоциированное членство Украины в ЕС. В своем выступлении президент Украины подчеркнул, что такое предложение сформулировала Франция и направила в офис Еврокомиссии, которая, в свою очередь, разослала данный проект членам ЕС. «Думаю, мы получим четкую перспективу членства в ЕС, как несколько дней назад получили четкую перспективу членства в НАТО», - сказал украинский президент. Также Ющенко подчеркнул, что вторая часть Усиленного соглашения между Украиной и ЕС будет предусматривать создание зоны свободной торговли, переговоры о чем сегодня продолжаются в интенсивном режиме.

Украинский МИД, похоже, не разделяет оптимизма президента. Еще в конце прошлой недели это ведомство распространило комментарий, в котором выразило обеспокоенность по поводу того, что ключевые положения Европейской политики соседства (ЕПС) не отвечают стратегическим интересам Украины, которая стремится получить членство в ЕС. Поводом для беспокойства украинской стороны стала обнародованная на днях Коммуникация Европейской Комиссии о реализации Европейской политики соседства. Украинский МИД напомнил чиновникам Европейской Комиссии (ЕК), что еще во время прошлогоднего Саммита Украина-ЕС была достигнута договоренность о том, что новое усиленное соглашение должно носить элементы инновационности и выйти за пределы Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве и Плана действий. В МИД заявили, что в этом контексте для Украины является неприемлемым положение Коммуникации, которое определяет будущее развитие в отношениях между Украиной и ЕС лишь в формате партнерства.

Напомним, что сейчас Украина является частью программы политики добрососедства Евросоюза так же, как и Молдова, Белоруссия и страны южного Кавказа. Но политика добрососедства не направлена на присоединение к Евросоюзу, и поэтому вопрос членства этих стран в ЕС не стоит на повестке дня. Собственно, об этом же на днях заявил один из чиновников ЕК. На состоявшемся в Москве брифинге директор по ресурсам, информации и межинституциональным отношением Генерального Директората по внешним связям Еврокомиссии Дэвид Липман подтвердил, что вопрос о присоединении Украины к Евросоюзу не стоит в повестке дня. К тому же брюссельский чиновник цинично заявил, что общий интерес России и ЕС заключается в сохранении стабильности ситуации в Украине, для того «чтобы российский газ без каких-либо задержек проходил через Украину и поступал европейским потребителям». Комментировать данное заявление, думается, излишне.

Подлила масла в огонь еще одна представительница ЕК Кристиана Хоман, которая, комментируя вчерашнее заявление Виктора Ющенко, уточнила, что Украина не может стать ассоциированным членом Евросоюза, поскольку такого статуса просто не существует. Разумеется, г-жа Хоман никому «Америку не открыла», ведь единственным статусом позволяющим надеяться на обретение членства в ЕС, является статус кандидата в члены. Что вкладывает в понятие «ассоциированного члена» Виктор Ющенко и, главное, представители французской дипломатии – неизвестно. Однако с трудом верится в то, что специально для Украины европейцы будут «изобретать велосипед». Поэтому «ассоциированное членство», скорее всего, будет лишь прототипом пресловутой политики соседства.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ