О ЧЕМ ГОВОРЯТ

2008.04.12

Квасьневский рассказал, как вступить в НАТО и ЕС

«В Польше, например, я дважды обращался к собственному народу, с вопросом, что он об этом думает. Так было и с принятием Конституции... Я также спрашивал поляков, что они думают о вступлении в ЕС. И главная задача украинских лидеров – говорить, объяснять, спорить с обществом. Без понимания общества не будет согласия общества»

Во время состоявшегося в Киеве открытия форума, посвященного заключению углубленного соглашения о создании зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом, экс-президент Республики Польша Александр Квасьневский рассказал о том, как должна вести себя украинская власть для достижения общественного консенсуса по вопросам членства в НАТО и евроинтеграции.
 
Господин Квасьневский, могли ли бы Вы вспомнить, как Польша подписывала договор о зоне свободной торговли?
 
Польша подписала договор о зоне свободной торговли, и это был важный момент нашей политической и экономической истории. Главная цель Польши тогда была – членство в ЕС, мы очень хотели этого. И этот договор помог изменить и организовать нашу экономику, принять все мировые стандарты.
 
Бизнес, работающий на экспорт, понимал, что это очень нужно. У нас были дискуссии, но они не были острыми, мы понимали, что нам нужно стать членами ЕС, и мы последовательно шли к этому членству. Я думаю, что для Украины свободная торговля – это также важный шаг на пути к евроинтеграции, и это может стать куда более близким будущим, чем членство в ЕС.
 
Вы считаете, что украинская экономика готова к зоне свободной торговли?
 
Украинская экономика, если иметь в виду динамику, выглядит хорошо. Что касается экономических стандартов, то это уже не так хорошо. И это уже ваше решение, договориться о рамках будущего соглашения.
 
Многое зависит от воли политиков, от тех, кто будет стоять у руля переговоров. Что касается сроков, то переход на зону свободной торговли зависит от вашего правительства, от его готовности. В Польше это прошло быстро. Но в начале 90-х годов Польша была лучше подготовлена, чем вы. Я об этом напоминаю и нашим западным партнерам: развитие Польши, Словакии, Венгрии было лучше – это были отдельные страны, а Украина была одной из советских республик. Но следует понимать: вы независимы с 1991 года, и уже почти двадцать лет вы можете делать все, что хотите. Но вам самим решать, как делать лучше.
 
Когда Польша вступала в ЕС, польские политики добились очень выгодных условий для своего аграрного производителя. Переговоры о вступлении в ВТО были чрезвычайно закрытыми. Отдельные эксперты говорили, что найти документы переговоров просто невозможно.
 
Ваш процесс начался значительно позже. Мы были в первой очереди тех, кто прошел в ЕС, сейчас это значительно сложнее. Экономическая картина мира в 90-х годах была лучше. Сейчас мы все обеспокоены тем, что происходит в США, других странах. И сейчас момент для переговоров сложнее, чем для Польши в 90-х. Но, знаете, в экономике, как и в жизни, – то хорошо, то хуже, поэтому, если сейчас плохо, то к концу дня будет лучше.
 
Вы друг прежнего президента Украины Леонида Кучмы. Сейчас, когда его биографы и сторонники оценивают период его деятельности, то говорят, что Кучма сохранил промышленность, что Украина, в отличие от Польши, не стала страной мелких торговцев. А вы якобы пожертвовали промышленностью за право поляков слетать в Париж за двадцать евро. Вы согласны с такой оценкой?
 
Да, я согласен. Но, мне кажется, нельзя сравнивать экономику Польши и Украины. У вас были большие промышленные комплексы, очень сильные предприятия ВПК. Польша больше похожа на Италию. А двигателем экономики Италии были небольшие, часто семейные предприятия. И это, если хотите, нас спасло. Последние двадцать лет у нас не было экономического кризиса, потому что значительной частью польской экономики были мелкие, семейные предприятия. Таких предприятий было около трех миллионов. И это был бум для польского развития. В этом смысле Польша избрала позитивный путь. Украина другая...
 
Наше общество пытаются расколоть по отношению к членству в НАТО. Могли ли бы Вы вспомнить, как это происходило в Польше?
 
Такие главные решения, как НАТО, ЕС, нельзя и не стоит принимать без понимания и без участия общества. Политики – президент, премьер – должны постоянно говорить обществу: мы должны это делать вместе. Это не отдельные поля политических войн. В Польше, например, я дважды обращался к собственному народу, с вопросом, что он об этом думает. Так было и с принятием Конституции... Я также спрашивал поляков, что они думают о вступлении в ЕС. И главная задача украинских лидеров – говорить, объяснять, спорить с обществом. Без понимания общества не будет согласия общества. Украинским политикам следует больше работать не с западными странами, с западными обществами, а в первую очередь – с собственным народом. Общество должно понять, что членство Украины в НАТО сделает ее важным фактором мира и безопасности.
 
По материалам УНИАН
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ