В ДЕТАЛЯХ

2008.04.17

Убийственная месть, или зачем Украине смертная казнь

Однако общественное чувство мести неумолимо. Особенно это касается убийц-рецидивистов. «Второй шанс» давать не принято, в таком случае приводится старая пословица - «горбатого могила исправит»

Спустя 10 лет после отмены смертной казни в Украине о ней вновь заговорили. Причем представители высшей государственной власти. Подобное заявление сделал на днях Юрий Луценко. После совещания по вопросам борьбы с коррупцией под председательством президента Украины Виктора Ющенко, министр МВД заявил журналистам, что он лично выступает за возобновление смертной казни.

«Я лично выступаю за возобновление высшей меры наказания в виде расстрела за особо тяжкие преступления против человека. Но не считаю возможным применять его относительно должностных и служебных преступлений».

Ранее фракция коммунистов внесла в Верховную раду проект закона, которым предусматривалось возвращение в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины исключительной меры наказания. Законопроект был отклонен в первом чтении. «За» проголосовали только 49 народных депутатов из 447, зарегистрированных в зале.

Мораторий на смертную казнь действовал в Украине с марта 1997 года. По данным «Международной амнистии», до 1995 года в нашей стране был один из самых высоких в мире показателей по числу расстрелов.

В феврале 2000 года Украина ратифицировала Протокол №6 к Конвенции о защите прав и основных свобод человека, который гласит, что «смертная казнь должна быть отменена. Никто не может быть приговорен к подобному наказанию или казнен» (соответствующий проект присоединения к конвенции подготовила фракция Партии зеленых в парламенте - RUpor). ПЗУ, инициировавшая решение Верховной Рады об отмене смертного наказания в Украине в 2000 году, уже отреагировала на заявление министра. «Зеленые» считают такие заявления политиков существенно ухудшающими имидж Украины на международной арене, а также проявлением безответственности и популизма.  

На постсоветском пространстве высшая мера наказания осталась лишь в Белоруссии, где особо опасных преступников расстреливают.

Сейчас высшей мерой наказания в Украине является пожизненное заключение. По состоянию на 1 апреля 2008 года в украинских тюрьмах содержатся 1474 пожизненников. В их числе Анатолий Оноприенко из Житомира, на счету которого 57 убитых человека, в том числе 10 детей. 

Однако многочисленные опросы общественного мнения показывают, что до 80% граждан за сохранение смертной казни. В западных странах тоже нет единодушного мнения на этот счет. Правительства европейских стран принимали решение об отмене смертной казни, не опираясь на общественное мнение, а исходя из общецивилизационных и религиозных принципов.

При этом самый убедительный аргумент, которым поясняют пагубность такого наказания – это судебные ошибки. Есть множество примеров этому. В печати встречалось высказывание, что пока серийного убийцу Чикатило арестовали, по его преступлениям ошибочно казнили двоих человек. А по делу серийного убийцы Михасевича (маньяк, живший в СССР, в 1971-1984 гг. убил 36 женщин) было безвинно арестовано 11 человек. Один из них расстрелян, другой ослеп в результате избиений, третий сошел с ума, остальные просидели длительные сроки.

Кроме того, как показывает статистика, смертная казнь не влияет на количество преступлений, ибо никто из преступников не рассчитывает быть наказанным.

Однако общественное чувство мести неумолимо. Особенно это касается убийц-рецидивистов. «Второй шанс» давать не принято, в таком случае приводится старая пословица -  «горбатого могила исправит». 

RUpor поинтересовался у экспертов и представителей правоохраниетльных органов, как они смотрят на существование смертной казни: 

Семен Глузман, глава Ассоциации психиатров Украины, правозащитник:

Я категорически против смертной казни, потому что страна, имеющая такое правосудие, не имеет даже права вслух говорить об этом.

Общественность считает, что высшая мера наказания поможет предупредить преступления, а это не помогает. И нашему министру юстиции нужно признать, что у нас такое правосудие, в котором могут быть осуждены невинные люди. Даже если в Украине введут суды присяжных, это будет более жестко, чем в наших судах сейчас.

Милиция, выступающая за возобновление расстрелов, зачастую пытается решить свои проблемы за чей-то счет. Никто же не признает, что он плохо работает. А прежде, чем казнить, нужно еще поймать. Когда у нас раскрываемость в 2 раза выше, чем в Европе, за счет пыток и явок с повинной, то это что - качество работы?

Действительно, вероятность того, что человек, совершивший преднамеренное убийство, может его повторить – высока. Но, если преступление произошло на бытовой почве или в состоянии алкогольного опьянения – а таких большинство - то подобное вряд ли повторится.

Евгений Захаров, председатель Харьковской правозащитной группы:

Смертную казнь нельзя восстанавливать. То, что ее отменили, было большим достижением. Тем более, что прошедшие годы показали, что наличие или отсутствие такого наказания никаким образом на количество преступлений не влияет. К примеру, Владимир Мойсык (бывший судья Верховного суда, экс-нардеп от БЮТ - RUpor) так и сказал, что он был сторонником казни, но посмотрев на то, что статистика убийств не уменьшается, сменил свое мнение.

95% работников правоохранительных органов считают, что смертная казнь нужна. Поэтому позиция министра внутренних дел не удивительна. Кстати, в Украине количество оправдательных приговоров при рассмотрении уголовных дел составляет 0,3%, за границей – около 30%. То есть в 100 раз больше.

Но все эти разговоры яйца выеденного не стоят, поскольку возобновление казни в Украине никогда не будет. Никто не станет отменять решение Конституционного суда. Во вторых, Украина ратифицировала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав и основных свобод человека, который исключает возможность высшей меры наказания.

Поэтому подобные изречения похожи на разговоры об отмене депутатской неприкосновенности, которую обещают отменить, но правовых возможностей для этого нет. Но вот на референдум вопрос о смертной казни выносить нельзя – это тот случай, когда демократия не работает.

Николай (пожелал не называть своей фамилии), сотрудник УБОП:

Смертная казнь, конечно же, нужна. Если человек преднамеренно лишил жизни другого человека, то как он должен за это заплатить? Только своей жизнью. Особенно это касается серийных убийств или преступлений ради наживы. А с нашей судебной системой преступник может выйти и через 7 лет, и через 5. Или, например, насильники и маньяки - это же больные люди, которые ломают жизнь своей жертве. Любой маньяк, который сидит в тюрьме, думает о том, что когда он выйдет, то будет продолжать свое дело, и это ужасно. Некоторые из них продолжают убивать в тюрьмах, а государство должно их еще и кормить. Таким людям не место на нашей земле, и единственным наказанием для них будет лишение жизни.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ