ПРОЧИТАНО

2010.09.21

В Горбачева в Киеве бросили чемоданом, а Кравчука пытались зарезать

Мини-ЧП случались постоянно. Особенно часто - осенью и весной, когда у людей с нарушенной психикой начинается обострение. В месяц приходилось предотвращать больше десятка угроз жизни и здоровью президента. Горбачев, например, любил ходить в народ. В конце 80-х... 

Соревнования бодигардов в Ялте проходят уже 12-й раз. Но статус чемпионата мира они приобрели только в этом году. Участвуют в нем около 200 представителей из 8 стран, среди которых президентские службы безопасности Болгарии, Грузии, Молдовы, Беларуси. Как всегда, они будут соревноваться в вождении автомобиля, стрельбе, оказании доврачебной помощи… Победителей назовут позже, а пока газета побеседовала с судьей - генерал-майором Василием Вакуленко, который в свое время поработал с тремя президентами, пишет «Комсомольская правда в Украине».

В свое время я возглавлял службу безопасности первого президента Украины Кравчука, потом немного работал с Кучмой, а до этого охранял Горбачева. Так что знаю не понаслышке, как сложно работать телохранителем VIP-персоны, - говорит Василий Федорович. - С этими людьми было невыносимо сложно, потому что как раз распался Советский Союз. Власть разбалансировалась, законы никто не выполнял, именно поэтому Служба безопасности подчинялась только главе государства. Я не дружил ни с одним из президентов, но активно с ними работал и постоянно общался. У нас было полное понимание и взаимопомощь.

Много было у вас в подчинении телохранителей?

Порядка ста. Но для такой работы нужны универсальные профессионалы - один заменяет троих. Он должен не только от пули закрыть, а если надо - достать ее из тела.

Часто ли приходилось рисковать жизнью?

Мини-ЧП случались постоянно. Особенно часто - осенью и весной, когда у людей с нарушенной психикой начинается обострение. В месяц приходилось предотвращать больше десятка угроз жизни и здоровью президента. Горбачев, например, любил ходить в народ. В конце 80-х во время его визита в Киев мы проезжали по Крещатику, и Михаил Сергеевич скомандовал выйти у Бессарабского рынка. С главнокомандующим не поспоришь, так что пришлось действовать на, говоря нашим языком, неподготовленной территории.

Когда президент вышел из авто, мы взяли его в кольцо - так, чтобы к нему нельзя было дотянуться вытянутой рукой. На улице собрались тысячи людей, и вдруг поверх толпы прямо в голову президента летит большой черный чемодан. А вдруг там бомба?

Подполковник Денисов подпрыгнул, как баскетболист, перехватил этот дипломат и побежал в сторону подземного перехода. В подземке накрыл чемодан своим телом. К счастью, в нем оказались какие-то чертежи. По горячим следам КГБ нашло злоумышленника - работника конструкторского бюро. Его чертежи не нравились начальству, вот он и решил отыграться на Горбачеве. С ним провели беседу и отпустили.

А как насчет настоящей угрозы жизни - такое случалось?

Когда мы охраняли Кравчука во время избирательной кампании в Харькове, делегация наведалась на местный рынок. Мы проходили через мясной отдел, будущий президент общался с народом. Тогда-то и произошла попытка покушения. Киллер взял нож мясника и хотел всадить его прямо в сердце Кравчуку. Один из парней сработал мгновенно, подставившись под профессиональный удар. Сначала нож разрезал ему пиджак и кожаную кобуру пистолета, потом вскользь прошелся по правому боку. Восьмисантиметровая рана сильно кровоточила, но никто даже не заметил покушения. А киллера позже посадили в тюрьму.

За подвиги хоть хорошо платили?

В 90-х охранник американского президента в месяц зарабатывал 10 тысяч долларов плюс различные пособия, а наш бодигард - всего 15 долларов в месяц.
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ