В ДЕТАЛЯХ

2017.01.24

Бой с собственной тенью: почему у Гройсмана не получается «руководить государством»?

Премьера, кажется, уже все «достало»…

Picture

Премьера, кажется, уже все «достало»…

А вот все неправы. Знаете, почему? Потому что мышление наше на проверку оказалось заштампованным, заяложенным и падким на «вкусные», но не всегда уместные метафоры. Вот стоило премьеру Владимиру Гройсману на семинаре, посвящённом инвестиционному и экспортному потенциалу регионов сказать жёсткие слова, и «объявить войну тем, кто не создаёт новые рабочие места», как все возможные и невозможные СМИ и блогеры подхватили слово «война» и немедленно сообщили миру, что-де «Гройсман объявил войну самому себе». Советуем воткнуть ГУГЛ и набрать там эти слова «Гройсман» и «война», и вам навалят несколько десятков схожих заголовков… Ну, там ещё про «классовых врагов» (те, кто давит на предпринимателя) немножко припоминают…

И мало кто задумывается, например, почему так упростилась лексика речи у Владимира Гройсмана с тех пор, как он покинул зал под стеклянным куполом… Почему всё чаще в его украинской речи, которой он владеет, как и обязан владеть выходец из Винницы, в совершенстве, слышится эдакий кавказско-татаромонгольскиё рык: «зарЭжу!» Ну, не прямо так, но близко по смыслу. Обещал ведь там - и «уволить», и «прибить», и что-то ещё в этом роде… Кого? Да того же, кого и мы: неисполнительных чиновников, воров, «бюджетных стригунов», мздоимцев, и так далее. С одной стороны, такие обороты речи можно объяснить молодостью самого премьера. Был в своё время самым молодым (28 лет!) мэром полумиллионного областного города в Украине, теперь самый молодой премьер в новейшей истории Украины… С другой…

Давайте  всё же – «с другой». А именно с этой стороны у юного премьера не всё получается. Потому что он «пугает», а его, получается, никто не боится. Ни «вверху», ни тем более – «внизу».  Говоря «внизу», мы совсем не имеем в виду себя, поскольку мы с вами, дорогие читатели, вообще никого не боимся, и новейший пример этому у нас ещё не отболел на Майдане и на Донбассе.  Но Гройсман имеет дело с такой страной… С такой, в которой добрые намерения руководителя очень редко за последние два десятка лет были реализованы хотя бы наполовину. Или даже на треть…

И это происходит вовсе не потому, что мы, народ, бездарны или глупы. А потому, что как только человек взбирается туда, на Печерские пагорбы, с ним что-то происходит непонятное. Но мы не будем заниматься исследованием «психологических особенностей восхождения во власть». Просто заметим для себя, что Владимир Гройсман, дав согласие на пост премьера, сам не понял, куда вляпался. Ему хотелось стать Самостоятельной фигурой в истории страны, но он забыл, что таким образом обрекает себя на практическое одиночество. Все помнят, как красиво он сказал, входя во власть: «я вам покажу, что такое управление державой!» Сказал, и забыл покоситься вправо. Или влево – с какой там стороны от Купола улица Банковая???

Результатом такой «неосмотрительности» стало первое поражение Владимира Борисовича почти сразу после его назначения. Читатели помнят – как во время визита Владимира Гройсмана в Одесскую область тогдашний «мятежный губернатор» Михаил Саакашвили попытался ему пожаловаться на господина начальника ГФС Насирова. Премьер прекрасно видел, что жалоба обоснована, пообещал снять выговоры с начальника Одесской таможни Марушевской (и снял-таки, да!) и даже пригрозил «разобраться в течение двух недель»  с самим Насировым. Да, ещё «горячий» Михо вообще потребовал посадить Насирова в тюрьму, но «то таке»…

Не разобрался Гройсман с Насировым. Не смог. Это и была первая практически – оплеуха ему от Президента, который главу ГФС «сдавать» не собирался и не собирается, судя по всему. Почему? А спросите у самого Президента. Версии есть, одну из них уже излагал в СМИ глава Всеукраинской общественной организации «Союз защиты предпринимательства» Сергей Доротич: «Назначение Насирова – это была договорённость олигархических кланов». Остальные версии может додумывать сам читатель.

Так что с боевыми действиями на фронте реформ всего и вся пока что у премьера не получается. С тотальной защитой малых и средних предпринимателей тоже, наоборот, усилия Кабмина на этом поприще пока что приводят, скорее,  к тотальному выжиганию всего бизнесового пространства. 150 тысяч закрытых за месяц ФОПов – это не шутка. И ещё неизвестно, чем закончится в итоге «проект 3200», хотя лучше бы исход был благополучным, потому что зарплата в 50 баксов в европейской стране – это… Просто какой-то позор, как говаривал в старину на страницах известного романа не менее известный товарищ Швондер. Пусть будет хотя бы 100, хотя это не менее оскорбительно. А ещё медицина…

А может, воинственная риторика Владимира Гройсмана – это всего лишь отзвук прошлого? Отзвук «облегчённого» вхождения молодого бизнесмена, управленца, а теперь политика во власть? Не будем разбирать «скелеты в шкафу», но Владимиру Гройсману пока что всё давалось достаточно легко. В Виннице он начал карьеру, когда в большой силе был его отец, Борис Гройсман, бизнесмен удачливый, умный, умеющий ладить с людьми, а главное – со знаковой для Винницы фигурой, мэром Дмитрием Дворкисом. Они просто дружили. И конечно же, в том, что развитие бизнеса Бориса Гройсмана благотворным образом отразилось на внешнем облике городского микрорайона Вишенка, а потом и всего города, была немалая заслуга мэра Дворкиса, который в самом «начале начал» рыночной экономике на одном из заседаний горсовета пообещал всяким инспекциям-институциям, которые лезут с проверками по три раза в день к малому бизнесу – и «рога поотшибать, и руки». Возможно, у нашего премьера оттуда такая нелюбовь ко всяким «проверяющим»?  Но сам он вряд ли сильно страдал от них, поскольку позицию городского главы по этим вопросам мы уже изложили.

Тогда что? Откуда неудачи? Если кратко – от масштаба. Там, в Виннице, всё было под контролем городских властителей, которые и на самом деле постарались сделать из Винницы город, хотя бы отдалённо напоминающий европейский, и кое-что у них получилось. Но Украина – не Винница. И Пётр Алексеевич Порошенко, работавший многие годы подряд плечом-к-плечу с Борисом Гройсманом, затем Владимиром Гройсманом, и с многими сегодняшними местными руководителями, перебравшимися сегодня под его «знамёна» на Банковую-Грушевского, оказался вдруг совсем не помощником и покровителем в делах, которые сам себе задумывал и планировал Владимир Гройсман. Оказалось, что от него, молодого мэра Пётр Алексеевич скрывал огромный, невидимый пласт деловых, политических, да и человеческих, наверное, отношений, вмешаться в которые он, даже будучи премьером, сегодня не в состоянии.

И это наверняка бесит. Да любого человека взбесило бы. Наверняка среди читателей есть немало желающих сказать «пару тёплых» Насирову, но… Он непотопляем. А в сегодняшней украинской экономике, когда свыше 80% наполнения бюджета страны представляет собой обычный, банальный, грубый «фискал», нужен очень сильный, очень крепко связанный общими идеями тандем «премьер-министр финансов». Ещё лучше третья опора в виде Нацбанка, но там что-то случилось, эта «опора» подозрительно поскрипывает…

Вот и осваивает Владимир Борисович «фронтовую лексику» в делах, где надо во многих случаях сопя, молча, но наверняка – подписать необходимые, облегчающие жизнь мелкому и среднему бизнесу  бумаги, а потом сверкать улыбкой на вот таких вот «форумах», а не «стучать сапогом по трибуне», как это бывало уже с разными руководителями.

Потому что миллион уехавших за границу здоровых, умных, работящих людей за один год – это всё-таки перебор…

У нынешнего премьера нет одной тени. Как оказалось – их много, и из прошлого, и из настоящего.

… И многие из них не отражаются в зеркале.

Иван ЕЛИСТРАТОВ

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ