МАРАЗМАРИЙ

2017.02.27

Почему дорожает еда: цены, выпущенные на волю, одичали

Удастся ли государству запихнуть сбежавшее инфляционное тесто обратно в кастрюлю?

Picture

Удастся ли государству запихнуть сбежавшее инфляционное тесто обратно в кастрюлю?

Вот Ленин этот… Такого наговорил в своё время… Про экономику, про политику. Типа что «политика есть концентрированное выражение экономики». И весь мир, как дурак, этим пользуется. То есть сначала на трибуну лезет «политик», орёт про «землю крестьянам, фабрики рабочим, воду матросам…», или ещё что-нибудь в этом роде. Потом, после раздачи всего, получается, что никому ни шиша не досталось, кроме воды разве что, да и то, судя по платёжкам от «Водоканала»…

А вот в Украине эта формула не действует вообще. Было осенью прошлого года эдакое себе «экономическое» решение: отпустить в «свободное плавание» цены на продовольствие в стране. То есть – снять с некоторых видов продуктов государственный контроль. Общество должно бы было напрячься моментально: ребята, сейчас всё как рванёт! Но в стране началось: то Савченко с её «набегами»  на Лугандонию, то Тимошенко с её бесконечной тарифной борьбой, то Новинский с побегом за бугор прямо «из-под петли», то этот Пашинский со стрельбой в ответ на угрозу бутылкой… Было о чём поговорить, а мы ещё про бюджет не вспомнили, и про зарплату «3200» для уборщиц… Видите, сколько тем. Так и получилось, что тема «вольноопределяющихся цен» на жратву как-то в тени затаилась. И, даже когда обыватель, натыкаясь на вздорожавшее за одну ночь на 30% молоко, матерился от души, вздымал очи горе и мысленно грозил «туда» кулаком, он не предполагал, что это настроение продиктовано только его собственной бестолковостью. Потому что об «эксперименте», как назвали сие действо в правительстве, по снятию государственного контроля за ценами на наиболее популярные товары, знали все, кто хотя бы иногда «шарил» по интернет-пространству. И мог встретить, например, такое вот высказывание заместителя министра экономического развития и торговли Максима Нефёдова: «Государственное регулирование цен на продукты питания неэффективно как с экономической, так и с технической точки зрения.  Поэтому мы хотим отказаться от этой практики. Также хотим существенно сократить или вовсе отменить перечень так называемых социальных продуктов».

Прямо так и сказал. И добавил, между прочим, что к повышению цен это НЕ приведёт.

Ну, мы-то в общей массе знали, КУДА это приведёт. Именно  к повышению цен. Уже встречались с этим «феноменом» в начале 90-х, когда с моста командно-патрульной экономики сиганули в мутную, как оказалось, реку рыночной. И тут оказалось, что многое из того, что нам казалось в совковые времена «дешёвым», типа морской рыбы, сахара или даже хлеба, на самом деле имеет немалую себестоимость. Та же рыба дорогая хотя бы потому, что в наших ставках, вишнями обсаженных, и с гудящими над ними хрущами – не водится! А сахар оказался на поверку рынком одной из наиболее дорогостоящих в производстве сельхозкультур, хлеб – то же самое…

Так вот и сегодня. Тот же Нефёдов совершенно верно замечает, что Госрегулирование приводит только к обману потребителей. «Уверяю, цены не изменятся, а взяток станет меньше. Госрегулирование устанавливает дополнительные административные барьеры, за которые все платят как потребители - или прямо в виде налогов, или косвенно в виде дефицита, который заставляет нас покупать из-под полы и с небольшой наценкой. Регулирование приводит к коррупции и заработку чиновников», - убеждён он.

Другие эксперты с ухмылкой наблюдали за «экспериментальными телодвижениями» правительства. Конечно же, и СССР вспоминали, и немалые расходы  самих предприятий на административное регулирование (читай – ограничение). Но в целом сходились на одном: время для эксперимента выбрано неудачное. И напоминали про, естественно, тарифы одичавшие, как же без них… И вообще…

Прошло даже не три месяца. Побольше.  И что?

А ничо, как говорят простые малограмотные потребители. Вот: из 23 основных продуктов питания заметно подорожали 19. Яйца куриные почти на 40%, масло сливочное на 22%, молоко на 20%, сыр на 20, сахар на 20… Это всё – за «исследуемые три месяца». В январе цифры другие. Уже и молоко «прыгнуло» на 24%,  масло на 29… И потребительская инфляция выше, чем прошлом году в это же время.

Ну, кто-то скажет – не на все же продукты цены выросли! Вон картошка – не очень. И этот… Свекла красная с луком… Борщ дешевенький можно сварганить… Всё правильно. Картошка откуда у нас? От тётки Лизы. Она накопала 10 тонн со своего паевого участка, сдала 7 тонн оптовикам по 4, зато сразу получила денежку, остальное поволокла на базар. Продаёт по 6. Чистый доход. Оптовики завезли барабольку в торговую сеть, там ей сделали при перевалках пару наценок, довели цену тоже до 6… Качество – одинаковое, цена тоже. И на этом наша «экономика» кончается. Точнее – она становится абсолютно «рыночной». Вы можете выбрать либо магазин, либо базар. Просто думая, что на базаре картошка «качественнее», потому что, мол, «от хозяйки», вы обманываете самого себя. Потому что «магазинное» по той же цене приехало в магазин от той же самой тётки Лизы… Так у нас сегодня устроено. Но!

Вы обратили внимание на подорожание сахара, яиц, масла? Почему они так… Не так, как картошка?

А потому что они – «промышленные продукты». Потому что у нас хитропридуманное правительство, надеясь, что, мол, с продуктами рынок «сам вывезет», сам распределит «по закону джунглей», своими же руками сделало всё, чтобы этот в замыслах честный эксперимент оказался воровским и нечестным.

Потому что не далее, как в январе НКРЕ повысила тарифы на электроэнергию для промышленных  потребителей. Да, премьер-министр Гройсман был недоволен, и возмущался, но кто он такой, собственно, этот премьер по сравнению с Дмитрием Вовком, начальником всего, что горит и греет? Были повышения и осенью…

А откуда мы масло берём? Правильно, с завода. А заводу этому электротарифы повысили. А ещё повысили те же тарифы для «Укрзалізниці». Которая возит товары для промышленности. Вот так – там 3%, там 1,5, там 22… И получается - инфляция.  Которую обещали в этом году не выпускать за пределы 12%, но, видимо, не удержат это взбудоражившееся «тесто»  в кастрюле. Потому что цены на товары растут вовсе не на огороде тётки Лизы. А в кабинете начальника НКРЕ.

А мы тут про «концентрированное выражение»…

Пока что выражение из трёх букв в основном получается.

Печатных, но непроизносимых.

Иван ЕЛИСТРАТОВ

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ