ТОЛЬКО ЧТО

2018.07.07

Отделить мух от котлет: МОН решило отсеивать псевдоборцов с плагиатом

В министерстве заявляют, что устали бороться с анонимками

Picture

Как сообщают внутриведомственные источники, 5 июля на коллегии МОН был поднят вопрос об урегулировании роли общественных организаций в проверке диссертационных работ на плагиат. По словам участников заседания, в последнее время министерство получает огромное количество заявлений о плагиате, которые при проверке оказываются безосновательными.

«Останавливается аттестационный процесс, диссертационные работы иногда приходится перепроверять до года, а факты наличия плагиата не подтверждаются. Обычно заявления поступают либо от лиц, о которых ничего не известно, либо от самопровозглашенных экспертов из гражданских организаций, о научной квалификации которых тоже ничего не известно. Никто не против общественного контроля, но для того, чтобы заявлять о плагиате, недостаточно прогнать текст через антиплагиатную программу, а потом раструбить об этом в соцсетях. Нужно иметь соответствующие научные знания по данной теме. Поэтому предлагается разработать критерии, по которым нужно рассматривать такие заявления. То есть, пусть человек берет на себя ответственность – указывает свое имя, фамилию, паспортные данные, свою научную квалификацию и полноценно участвует в аттестационном процессе», – пояснил один из источников.

По имеющейся информации, с данной позициейна коллегии выступили Президент Национальной академии правовых наук Александр Петришин, первый заместитель директора Института стратегических исследований, ректор КПИ Михаил Згуровский и бывший ректор Национального университета обороны Василий Телелим.

Отметим, это не первый случай, когда вмешательство сторонних организаций вызывает протесты в научных кругах. Как сообщал недавно«ПіК», представители Института социологии НАН, Института философии им. Сковороды, Национального авиационного университета, ХНУ им. Каразина, а также ряда других вузов и научных учреждений, обратились в МОН с заявлением, в котором требуют расследовать деятельность общественной организации «ТРОН» и группы «Диссергейт». По словам заявителей, борьба с плагиатом превратилась в Украине в прибыльный бизнес.

«Прослеживается прямая материально-финансовая заинтересованность представителей «Диссергейта» и ОО «ТРОН» при выдвижении «плагиатных обвинений» и исполнении «специальных заказов» от посторонних граждан для контроля за конкретными диссертациями. Там, где шантаж и испуг от их обвинений срабатывают, – они требуют от диссертантов и администрации заведений, учреждений оплаты за формирование соответствующих «Таблиц» (так называемые «Таблицы плагиата», публикующиеся в соцсетях от имени главы ОО «ТРОН» Светланы Благодетелевой-Вовк и аккаунта некоего Василя Руденко, – ред.): из различных источников поступают цифры от 2500-3000 грн. за «таблицирование» кандидатской работы и минимум – от 5000 грн. докторской диссертации», – говорится в заявлении.

Как пишет издание, методология и критерии, по которым «ТРОН» проводит проверку диссертаций на плагиат, не раскрываются – как и личность публикующего эти таблицы Василя Руденко. В то же время, как утверждают эксперты по антиплагиатному программному обеспечению, ни одна программа не способна дать ответ, содержится в работе плагиат или нет. «После того, как программный продукт выдает результаты своей работы, этот результат должен анализировать эксперт в той тематике, в которой написана работа, поскольку программный продукт выдает всего лишь текстовые совпадения. Являются ли эти совпадения плагиатом, или они использованы правомерно, использованы ли в необходимом и достаточном объеме для этой работы – определить может только человек-эксперт. Программа этого не определяет», – заявил в комментарии изданию представитель компании «Антиплагиат» Андрей Сидляренко.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ