ТОЛЬКО ЧТО

2018.08.30

Несекретно о секретном: ракетная дипломатия и дефицит пиар-диеты

Какая-то странная получилась история с заявлением посла Украины в США Чалого

Picture

Который 28 августа неожиданно объявил, что «Украина подала запрос в официальный Вашингтон относительно покупки систем противовоздушной обороны стоимостью $750 млн. за одну единицу, при необходимости минимум трех соответствующих военных комплексов для украинской армии».

Все остальное осталось за кадром, поскольку посол сослался на секретность.

Ладно, можно в секретность и не вторгаться. Потому что выяснить какие именно «системы ПВО» имеются на продажу в США, а также узнать их стоимость так же просто, как узнать, скажем, цену американского доллара в киевских обменниках.

Для чего достаточно уметь пользоваться поисковиком ГУГЛ. Разве что требовал уточнения сам термин «система противовоздушной обороны»… Поскольку речь, скорее всего, идет о комплексах ПРО типа «Patriot». Которые состоят на вооружении многих стран-союзниц США. Что к  тому же примерно соответствует озвученной сумме.

Но, поскольку посол Чалый, судя по всему, большим экспертом в области вооружений не является, то спутать ПВО и ПРО, мог запросто. Тем более, что ПРО входят в систему ПВО…

Куда любопытнее вопрос два – почему потребности украинской армии ограничены всего тремя комплексами (если речь все же идет о «Patriot»)?  Поскольку сухопутная граница Украины с Россией равна 2295,4 км. Это без 168 км., отделяющих от Украины оккупированный Крым. А трех комплексов «Patriot» на такую протяженность явно недостаточно.

Но, ладно, тут могут быть те самые военные секреты, где «Patriot» станут вишенками на тортике отечественной ПВО.

Зато никаким посягательством на секретность нельзя назвать простое арифметическое любопытство.

Смотрите, - посол Чалый озвучил цифру в 2, 25 миллиарда долларов. Т.е. по курсу 28:1 речь идет о 63 миллиардах гривен. Вместе с тем, накануне, т.е. 27 августа, секретарь СНБО Александр Турчинов сообщил, что финансирование сектора безопасности и обороны Украины в 2019 году, исходя из прогнозов Кабинета министров, составит около 200 млрд грн – то есть не менее 5% от ВВП.

По словам Турчинова, «среди приоритетных направлений финансирования на следующий год запланирована, в частности, разработка и закупка современного высокоточного ракетного вооружения – ракетных систем и комплексов, в том числе и крылатых ракет. Также в планах – разработка и закупка артиллерийского вооружения, бронетанковой техники, высокоточных средств поражения, боеприпасов и продуктов специальной химии. Кроме того, планируется усиление системы противовоздушной обороны государства и наращивание возможностей авиации Воздушных сил Вооруженных сил Украины. Также планируется финансирование государственной политики в сфере кибербезопасности, выполнение мероприятий по развитию и модернизации спецсвязи и защиты информации. В планах на 2019 год есть и обустройство опытно-испытательных полигонов для проведения испытаний ракет и боеприпасов». Добавив, что: «Одной из важных приоритетных задач оборонного бюджета является реализация социальных гарантий военнослужащих, прежде всего повышение их денежного обеспечения, что необходимо для сохранения профессионального ядра Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии Украины и других силовых структур".

При этом, начальник Генштаба ВСУ  Виктор Муженко  заявил в интервью BBC News Украина: «Мы подсчитали, для обеспечения минимальных потребностей армии (в 2019 году – А.К.) это должна быть сумма примерно 112 млрд. грн. А пока нам предоставляют показатели в 82 млрд. грн. И этого явно недостаточно для того, чтобы поддерживать ВСУ в боеспособном состоянии, я уже не говорю о наращивании способности»…

Ладно.  Усредним эту цифру до 100 миллиардов.

Приплюсуем к 63 миллиардам имени «трех комплексов ПВО» посла Чалого, и получим в 37 миллиардов остатка от бюджета имени секретаря СНБО Турчинова. В которые нужно втиснуть: «разработку и закупку артиллерийского вооружения, бронетанковой техники, высокоточных средств поражения, боеприпасов и продуктов специальной химии». А также «усиление системы противовоздушной обороны государства и наращивание возможностей авиации Воздушных сил Вооруженных сил Украины». Плюс  «финансирование государственной политики в сфере кибербезопасности, выполнение мероприятий по развитию и модернизации спецсвязи и защиты информации». Не забыв об «обустройстве опытно-испытательных полигонов для проведения испытаний ракет и боеприпасов»…

Где, у кого, по какой цене, и какие именно виды танков-пушек-высокоточных ракет-самолетов-патронов-снарядов секретарь СНБО планирует закупать, это, понятно, секрет.

Хотя, скажем, та же Саудовская Аравия из своих закупок оружия у США особых секретов не делает. При том, что является монархией. А, значит, как бы менее демократическим государством.

Но куда более интересным секретом является озвученное Турчиновым финансирование таких черных финансовых дыр, как «государственная политика в сфере кибербезопасности» плюс «выполнение мероприятий по развитию и модернизации спецсвязи и защиты информации». Не говоря уже об «обустройстве» опытно-испытательных полигонов.

Но здесь калькулятор можно откладывать в сторону. Потому что уже 29 августа посол Чалый сделал новое заявление. В котором обвинил журналистов в неправильной интерпретации его слов о трех «системах ПВО по 750 миллионов долларов каждая».  Потому что на самом деле, он ничего подобного не говорил. А озвучивал чисто теоретические вопросы и примерные цены.

И в переводе с чиновничьего на общедоступный означает, что посол за свой несдержанный язык явно получил по голове.

Жаль, что посол Чалый не уточнил насчет того, являются ли кознями журналистов его слова о том, что запрос о поставках оружия был озвучен, в том числе и на встрече Порошенко с Трампом 12 июля в Брюсселе. Потому что в этом эпизоде также имеются некие недоговорки.

Ибо, если верить АП, встреча Порошенко и Трампа длилась 20 минут. Во время которой стороны обсудили «широкий круг вопросов». Включая: - сотрудничество в оборонной сфере, Северный поток-2 и предстоящую встречу Трампа и Путина в Хельсинки. Причем, сам Порошенко на брифинге заявил, что предстоящая встреча обсуждалось «очень тщательно»…

Как именно весь этот тематический спектр можно запихнуть в 20 минут (6,6 минуты на одну тему, включая тщательность и протокольные хелло-гудбай), это, скорее всего, тоже секретная информация. Не менее показательным выглядит и комментарий Госдепа США насчет заявления посла Чалого: "В соответствии с официальной политикой Государственного департамента, мы не комментируем потенциальные сделки по продаже или передаче оружия и соглашения, которые находятся на стадии согласования − до того, как по ним будет официально проинформирован Конгресс США"…

Что вполне соответствует действительности. Для чего достаточно вспомнить, сколько раз, и на протяжении какого времени украинские официальные лица, начиная с главы государства, пиарились на том, что «комплексы Javelin будут в Украине уже завтра»…

Так что, если кто и нарушил режим секретности, так это не журналисты, а сам посол Чалый вместе с руководством страны.

Понятно, что заставить это самое нынешнее руководство страны сесть на пиар-диету нереально. Тем более, что впереди выборы, которые стимулируют прием усиленного пиар-рациона.  А раз так, то нужно быть готовым к тому, что «виноватых» в несдержанности языков VIP по мере приближения выборов будет все больше.

Андрей КАПУСТИН

 

Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ