Коммунисты несчастливы в браке. Как стало известно
RUpor'у, в конце февраля ЦК КПУ может всерьез рассмотреть вопрос о выходе партии из антикризисной коалиции.
Правда, вероятность позитивного голосования пока исчезающе мала. Но сам момент показателен.
Все на борьбу с ревизионизмом!
Впервые выход из идеологического мезальянса коммунисты обсуждали два месяца назад – то есть через неполных полгода после создания коалиции. Поводом стало знаменитое голосование за закон о Голодоморе 1932 – 33 гг., который установил, что это преступление советской власти является геноцидом украинского народа. 28 ноября закон был принят исключительно благодаря фракции СПУ, которая поддержала документ полным составом (притом, что даже в «Нашей Украине» нашлось несколько не голосовавших).
Главную роль в принятии закона сыграл лично лидер социалистов. «Проталкивая» закон, Александр Мороз воспользовался всем богатым арсеналом спикера ВР, за что прямо в сессионном зале получил обвинения в предательстве – разумеется, именно из уст коммунистов.
Поддержка «провокационного» (по мнению КПУ) закона социалистами при непротивлении Партии регионов позволила ленинцам впервые заявить о несоблюдении партнерами предвыборных обещаний. Хотя, заметим, социалисты всегда последовательно поддерживали идею признания Голодомора геноцидом (что понятно – их электорат сосредоточен в селах Центральной Украины, где и бушевал голод 33-го). «Регионалы», в свою очередь, официально никогда не выступали против.
Тем не менее, на состоявшемся 9 декабря пленуме ЦК КПУ ряд высокопоставленных функционеров партии настаивал на необходимости рассмотреть вопрос об участии в коалиции. Однако лидер компартии Петр Симоненко горячности некоторых товарищей не разделял. В результате вопрос на голосование так и не вынесли.
Это не помешало радикалам публично заявить, что КПУ все-таки определится со своим участием в коалиции до конца февраля. Определяться предполагалось в соответствии с поведением «регионалов» и правительства относительно идеологически чувствительных вопросов.
В латентном противостоянии с ПР коммунисты имеют лишь один, но очень мощный инструмент. Выход любой партии из коалиции, теоретически, должен повлечь создание новой – а значит, и новую процедуру формирования правительства. Что ПР сейчас, конечно, совсем не нужно. Поэтому на коммунистов вынуждены до поры до времени оглядываться – хотя уже сейчас в коалиции достаточно народу, чтобы пережить уход «красных штыков» и сохранить при этом большинство в 226 голосов.
НАТО вам не тарифы
Среди сторонников выяснения отношений с партнерами члены КПУ называют народных депутатов Леонида Грача (глава Крымского рескома КПУ), Аллу Александровскую, Александра Голуба. Именно Грач, например, на днях в который раз заявил (в эфире «5 канала»), что коммунисты могут выйти из коалиции, если та срочно не возьмется за референдум по НАТО и статусу русского языка.
Некоторые наблюдатели относят к этой группе и первого вице-спикера парламента Адама Мартынюка, хотя на деле Адама Ивановича можно считать автономной единицей внутрипартийной оппозиции (напомним, недавно его сместили с должности второго секретаря ЦК КПУ).
Это не значит, что в компартии действительно появилась мощная оппозиция лидеру: в той же Партии регионов проблемы на порядок сложнее. То, что происходит в КПУ, объясняется скорее острыми опасениями ряда активистов, которые считают, что партия сама себя загоняет в электоральный угол.
Руководство партии, конечно, тоже понимает, что «порочащие связи» с Януковичем и Морозом не улучшили имидж КПУ в глазах избирателей. Серьезнейший удар по партии нанесло повышение коммунальных тарифов – «защитники народа» ни в одном регионе страны не посмели организовать по этому поводу акций протеста, отдав, таким образом, благодатную тему на откуп заклятым врагам вроде БЮТ.
Улучшить имидж коммунисты сейчас пытаются с помощью самых разных ходов. Упомянем, например, заведомо непроходную инициативу с новой Конституцией и упразднением поста президента. В то же время, чисто «идеологические» выпады КПУ не могут радовать их старших коалиционных партнеров.
Так, коммунисты намерены развивать тему «территорий без НАТО» – в частности, в ходе учений «Си бриз – 2007». Это делает их скорее союзниками недавно перешедшей в оппозицию к Януковичу Натальи Витренко, чем Партии регионов, поддержавшей проведение всех совместных с Западом военных мероприятий.
Длинные пальцы Москвы
Проблема коммунистов в том, что реально они не могут позволить себе отправиться в оппозицию – по крайней мере, пока не возникла серьезная вероятность досрочных выборов. Вторая проблема еще больше: упирая не на социально-экономические, а на идеологические моменты, коммунисты теряют возможность серьезно отличаться от «партии власти».
Так, 9 февраля в «Зоряном», в штабе Януковича, премьер встречался с активом партий, входящих в коалицию. И что бы вы думали – группа лидеров КПУ (включая глав местных организаций) требовала от премьера не борьбы с невыплатами зарплат на местах и не контроля за растущими ценами, а все тех же инициатив по языку и внешней политике…
В результате избирателю, имеющему выбор между «умеренно пророссийской» ПР и пламенной ПСПУ, становится не очень ясно, что же такого привлекательного в коммунистах, пытающихся, по сути, остаться при власти, но с видом этакой квази-оппозиции.
В то же время, было бы лицемерием говорить, что в действиях коммунистов не играет роли оглядка на Москву. Более того: конкуренция с ПР за внимание Кремля для ряда носителей красных партбилетов более важна, чем даже за избирателей. Хотя, конечно, только очень наивные люди могут считать, что сегодняшний Кремль может поставить на коммунистов – и вообще поставить лишь на одну, какую бы то ни было, политическую силу в Украине.
Тем не менее, сама ситуация выгодна россиянам. Увы, мы сталкиваемся еще с одним малоприятным последствием политреформы – когда меньшие участники коалиции могут шантажировать более крупных, таким образом, усиливая крен государственной политики в своем направлении. Хотя бы за это направление и голосовало только 5 % украинцев.