В Москве похоронили российского бизнесмена Максима Курочкина, убийство которого несколько дней назад в Киеве получило незаурядный резонанс. Еще бы – ведь его застрели там, где, по идее, должны охранять.
Учитывая неоднозначность персоны самого Курочкина, который, с одной стороны, занимался общественной деятельностью и возглавлял Российский клуб, намереваясь продолжить его работу, а с другой – обвинялся в вымогательстве, возможные мотивы убийства комментируют российские эксперты.
Глеб ПАВЛОВСКИЙ: «Не бизнес»
Директор Фонда эффективной политики Глеб Павловский, который знал Максима Курочкина лично по работе в Российском клубе, считает, что убийство было нарочно демонстративным, поскольку его заказчики ставили целью предоставить инциденту широкую огласку. “Обычно конфликты среди деловых людей, которые могут привести к заказу убийства, так не решаются - они опасаются шума, стараясь действовать незаметно”.
Если бы убрать Курочкина хотели криминальные круги, то они постарались бы сделать это на пересылке или в камере, но ни в коем случае не на глазах у всего Киева. “Это очень удивительно, а поэтому не вериться в бизнес-причины убийства. А поскольку Курочкин едва ли был влиятельным человеком для мощного бизнеса, поэтому такая демонстративность на бизнес-разборки не похожа”, - считает Павловский.
Политолог не склонен также рассматривать версию о причастности к конфликту российских политиков, в частности Александра Бабакова. “Бабаков известное политическое лицо и напрасно считать, что он будет организовывать такое шоу – это для него большой риск. Тем более, что речь идет о другой стране, а это тянет за собою такой хвост, от которого нельзя будет избавиться ни через 10, ни через 20 лет. Нет, не думаю”.
Такая демонстративность выгодна, по мнению Павловского, как минимум, силам, которые заинтересованы в напряженности внутриполитической ситуации в Украине – убийств может вызвать цепную реакцию в обществе. Политолог не исключил причастности и тех, о ком говорил сам Курочкин. “Возможно, кто-то мстит ему за деятельность во главе председателя Российского клуба. Я не могу этого исключать, хотя данных по этому поводу у меня нет”.
Характеризуя Курочкина как общественного деятеля во времена его председательства Русским клубом в Киеве, Глеб Павловский сообщил, что “Максим принадлежал к людям другой эпохи, которые сейчас уже отходят”.
Не смог Павловский объяснить причины, которые принудили Курочкина, находясь в розыске, приехать в Киев. “Это для меня полная загадка и никто из знакомых не смог этого прояснить. Что, кстати, тоже является признаком человека другой эпохи. Конечно, в его ситуации действовать так было неразумно”.
По мнению политолога, Курочкин скорее всего переоценил свое могущество. “Сильные люди часто переоценивают свой характер. Подобное бывает у азартных игроков, когда очень долго везет в игре – есть ощущения своей неприкосновенности, но в этот момент Бог иногда нас и подлавливает”.
Станислав БЕЛКОВСКИЙ: «Никакой политики – только бизнес»
Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский не усматривает в убийстве никакой политики, хотя Максим Курочкин и финансировал Российский клуб в 2004 году во время президентских выборов в Украине. “Убийство могло произойти только на почве бизнеса и в результате конфликта с его деловыми партнерами, вчерашними и сегодняшними”.
Среди деловых партнеров Белковский выделяет две группы серьезных и влиятельных врагов Курочкина, как в России, так и в Украине. Первая группа - депутат Госдумы России Александр Бабаков и президент футбольного клуба ЦСКА Евгений Гиннер.
Он напомнил, что около 10 лет все были партнерами со времен деятельности на так называемом “лужниковском рынке”, а потом заработанные средства вложили в акции областных энергокомпаний Украины и в сеть отелей, в том числе – в элитный “Премьер-Палас” в Киеве. «Однако приблизительно три года тому назад между ними возник конфликт за собственность и активы. В результате состоялось немало кровавых инцидентов – и покушение на Курочкина осенью 2004 года в Киеве, и соответствующее покушение на сына Гиннера, которого последний, скорее за все, не простил».
Другим влиятельным оппонентом Белковский считает Игоря Коломойского, с которым велась борьба за днепропетровский рынок “Озерка” и напомнил прошлогоднее покушение на партнера Коломойського - Геннадия Корбана, которое приписывали тому же Максиму Курочкину.
Эксперт констатировал, что цивилизованного развода у бывших партнеров не вышло. “Никаких оснований утверждать, что Бабаков-Гиннер причастны к недавнему убийству у меня нет, однако я констатирую, что они были наиболее сильными и влиятельными, в том числе, и в правоохранительных структурах, оппонентами Максима Курочкина”, сказал он.
Курочкин возвратился в Украину, по мнению Белковского, поскольку надеялся, что “определенные пророссийские силы, в частности, связанные с деятельностью Российского клуба и которые мечтали о его восстановлении в новом формате, помогут избежать ему ответственности от украинских законов. Однако сам факт ареста доказал, что это не так».
Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации, Белковский уверен, что это громкое убийство будут стараться использовать все политические силы. “Поскольку такое убийство не могло состояться без участия правоохранительных органов, то в неспособности справиться с преступностью будут обвинять нынешнего председателя МВД Василия Цушко и будут требовать его отставки”. С другой стороны будут попытки привязать и Юрия Луценка, который еще во времена членства в Соцпартии поддерживал тесные контакты с Бабаковим, который финансировал газету партии “Сельские вести”.
“В любом случае, такие спекуляции не имеют никого отношение к делу – Максим Курочкин имел довольно определенную криминальную репутацию и он мог стать жертвой только бизнесов-конфликтов, которые велись по тем правилам, к которым он привык и только от своих самых серьёзных оппонентов”, резюмировал директор Института национальной стратегии Станислав Белковский.