Выборы состоятся, к этому склоняются практически все, не раньше конца октября 2007 года. Иными словами, выборы 27 мая не состоятся, и многое будет зависеть от того, как пройдет период от решения Конституционного Суда, или от момента, когда президент сам решит забрать свой Указ, и до начала предвыборной кампании.
Есть много вариантов развития событий и в зависимости от того, какие из них будут выбраны элитами, все это отразится на ходе предвыборной кампании.
Во-первых, допустим, что президент уходит в отставку. Теоретически это был бы самый достойный выход из положения, в случае решения Конституционного Суда.
Добровольный уход президента в отставку (уволить его нельзя, это абстрактно) приведет к тому, что рухнет «Наша Украина». Тогда в среде этой партии произойдет окончательный сдвиг и разрыв: кто к Юле, кто куда, кто еще что-нибудь будет искать. Это первая ситуация.
Вторая ситуация: под давлением европейцев президент отменит свой Указ после решения Конституционного Суда Украины. При таком условии президент останется участником политической игры. Оппоненты «синих», в свою очередь, будут продолжать борьбу и настаивать на конституционности Указа и президентской диктатуре, в дополнение к тем моментам своей идеологии, которые присутствовали год назад.
Есть еще одна проблема: как поведет себя Юлия Тимошенко. Она может негативно отреагировать на Указ президента и опять разыграть с ним конфликт. В таком случае она будет пытаться перетянуть на свою сторону часть радикалов от «Нашей Украины» и Народной Самообороны Юрия Луценко.
Соответственно, центр идеологического удара у «синей» стороны будет смещен в сторону Тимошенко. Она будет представлена как «экстремистка».
Далее идет момент: как будет формироваться синяя коалиция. Можно, конечно, допустить, что это будет единая коалиция, но вряд ли. Скорее всего, коммунисты пойдут отдельно и, если бы Наталья Витренко вела себя более разумно, чем сейчас, когда она поддержала президентский Указ, то можно было бы говорить о создании блока «Витренко-коммунисты». У них по многим параметрам общее цели.
Но, если нет - то коммунисты пойдут отдельно. Идти с Морозом им очень не хочется. Он только испортит им репутацию.
И возникает вопрос: что делать с Морозом? В пятницу, 13 апреля, Тарас Чорновил заявил, что «мы заберем его к себе». Но, забрать к себе Мороза – это значит серьезно повредить команде Партии регионов, потому что Партия регионов не должна прощать Морозу не голосования по геноциду и целый ряд других вещей, на которые они смотрят по-разному. Без Мороза Партия регионов сможет активнее развивать тему русского языка, НАТО и так далее. Поэтому Мороз им своего рода «связывает руки».
С другой стороны, особенностью этих выборов и особенностью идеологии на ней «синих» будет состоять в том, что русская (российская) тема отойдет на второй план. Будет тема русского языка, будет тема НАТО, но отношения с Россией останутся на втором плане и виновата в этом сама Россия.
Это государство продемонстрировало предельную пассивность, уступив место решающего посредника Европе. России вряд ли простят это на Востоке. Конфликт-то ведь в значительной степени связан с тем, что политические силы «синих» и «красных» в значительной мере выступают за тесное сотрудничество с Россией. Они оказались под ударом, а Россия, тем не менее, проигнорировала этот факт, хотя, являясь членом Будапештских соглашений, она – гарант нашей безопасности.
Поэтому, я думаю, что российская тема будет на втором плане. Тем более, что газовые проблемы сейчас тоже отошли. Вряд ли Россия в этой ситуации будет повышать цены на газ. А газовая тема, которая раньше была в центре внимания, отойдет на второй план.
Что постарается предпринять Юлия Тимошенко – это прогнозировать одновременно и трудно, и легко. С одной стороны у нее не может быть какой-то единой, цельной идеологии, потому что ее электорат живет в центре: в Киеве и так далее. Слишком активная националистическая позиция может отпугнуть часть электората в центральных регионах и в Киеве. В тоже время какая-либо другая идеология как цельная (идея борьбы за «справедливость» и так далее) у этого политика будет выражаться только в декларациях и более не в чем. Декларативно она работает лучше всех.
Очень важный момент: что будет с масс-медиа. Пока, центральные киевские масс-медиа находятся на 90 % в руках «оранжевых». Я имею в виду не столько тех, кто ими владеет и финансирует, сколько симпатии журналистов всех или почти всех киевских телеканалов. И это будет очень мешать «синим», потому что у них пока с медийным ресурсом очень плохо. В этом плане им надо хорошо поработать. От того, как они поработают до сентября, зависит и тот процент, который они получат.
Сегодня суммарный отрыв «сине-красных» от «оранжевых» составляет 5-7 % процентов. В случае, условно говоря, «поражения» президента в Конституционном Суде, и проведения выборов, которые, по-сути говоря, совсем не обязательны и с законодательной, и с фактической стороны, такое соотношение обеих лагерей сильно не изменится.
Тем не менее, досрочное голосование может дать «синим» дополнительные 2-3 %. Эти проценты перетянутся и от оппонентов, поэтому в итоге отрыв может составить и 8 – 10 %.
В любом случае состав Верховной Рады будет мало отличаться от сегодняшнего. Скорее всего, если ничего радикально не изменится, в будущей Раде «синие» получат дополнительно небольшое количество мест. Но его все равно будет не достаточно для 300 голосов. 300-т не будет. В любом случае будет ли это 230, 240 или 250, в принципе, это не очень важно.
Директор украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований (Россия) Владимир Малинкович, специально для RUpor`а.