«Итоги подведем», - говорил доктор Фрейд в любимой многими пьесе Леся Подеревьянского. До выборов остались считанные часы. Фантазировать на тему победителя и проигравшего даже неинтересно – результат был предсказуем еще в начале этих выборов.
Сегодня, по данным социологических опросов, силы примерно распределились 50 на 50. 50 – у БЮТ и «НУ» и 50 у Партии регионов соответственно.
Несмотря на все уверения в любви и дружбе между «оранжевыми», веры в это нет, и заявления о быстром создании коалиции воспринимаются здравомыслящими людьми скептически. Очень вероятно, что в октябре, после многочисленных судов от партий-лузеров с просьбой признать выборы недействительными, соревнование в «оранжевом» лагере пойдет за то, кто быстрее подружиться с Партией регионов.
Нефильтрованный «базар»
«Демократические силы» уверены в своей победе, как и «регионалы». Но победитель все-таки будет один, и автору кажется, что это будет Партия регионов. Это как раз тот случай, когда одной уверенности в победе мало, к выборам нужно быть готовыми заранее, независимо от количества времени, отведенного на кампанию.
Сам факт досрочных выборов иллюстрирует важный момент: политика – это искусство договоренностей. И договариваться «оранжевым» с «бело-голубыми» нужно было сразу же после инаугурации Виктора Ющенко. Который сам, кстати, неоднократно декларировал готовность к сотрудничеству с любыми политическими силами на благо Украины, для него, мол, главное не политическая окраска, а профессионализм. Однако на деле цветной «фильтр» работал на всю катушку.
Кроме того, налицо нежелание президента расположить к себе и своей команде региональных лидеров Донбасса или юга Украины. В Донецке это вряд ли получилось бы, но в Луганске – вполне возможно. Луганская область, хоть и считается наравне с Донецкой, вотчиной регионалов, однако ее представители находятся на второстепенных ролях. К тому же, имеет место экономическая обида – Луганщина не получает и сотой доли преференций и бюджетных вливаний Донецкой области. Луганские представители ПР давно имеют зуб на продонецкое руководство. Здесь, при желании, можно было поработать, правда, не так топорно, как с назначением Данилова губернатором области. То же самое можно было сделать с Днепропетровском, Харьковом, Николаевом, Херсоном, Запорожьем.
Виктор Янукович сотоварищи также не потрудился навести мосты с Западной Украиной, не позаботилась об этом верный соратник премьера Анна Герман. «Яичный» скандал будет жить в памяти народной, но если бы премьер отважился посетить Тернополь, или Львов, или Ивано-Франковск, продемонстрировать, что он вовсе не монстр, хоть и из Донецка, не собирается обносить западные области колючей проволокой, то, возможно, отношение к нему потеплело бы.
Обоим политическим силам нужно было всего ничего - продемонстрировать немного уважения к людям, понять которых они не в состоянии из-за разности мировосприятия.
За три года ни «оранжевые», ни «голубые» не изменили своих пропорций на избирательном поле. За Виктором Ющенко (именно он, а не Вячеслав Кириленко и не Юрий Луценко, фактически остается предводителем «Нашей Украины») и Юлией Тимошенко остался Запад и часть Центра, за Виктором Януковичем – Восток и Юг. Несколько изменились пропорции между «Нашей Украиной» и БЮТ – первая уверенно теряет своих поклонников, вторая добавляет, но уже не так много, как хотелось бы. Все идет к тому, что поклонники «оранжевых» в «голубых» регионах через некоторое время пересмотрят свои симпатии в пользу местных героев. Все, как всегда, банально – идеологией и обещаниями сыт не будешь, а подкупает избирателя не слово, а дело. По крайней мере, рычагов, с помощью которых можно разруливать разнообразные ситуации, у «регионов» сегодня больше, чем у «Нашей Украины», не говоря уже о БЮТ. Другое дело, использует ПР эти рычаги, или нет, и каким образом.
Еще один момент – взаимные обвинения. Особенно это касается «Нашей Украины» и ее лидеров, которые не скупятся на эпитеты в сторону своих оппонентов во время публичных акций. Высказывания эти могут показаться несерьезными и даже шутливыми, но, когда придется садиться за стол переговоров, то эти слова могут припомнить, и кому-то будет очень неудобного просить каких-то преференций.
«Регионалы», кстати, поначалу вели себя более дальновидно, и, насколько возможно, воздерживались от переходов на личности. Но терпения не хватило надолго, и премьер не удержался от «коровы на льду».
От евроинтеграции к «отнять и поделить»
Лидеры сегодняшней оппозиции поменяли лозунги. От евроинтеграции – к банальному повышению социальных выплат. Евроинтеграция сегодня на фиг не нужна украинскому обществу – за более чем два года, наблюдая за баталиями между победителями, народ не понял, зачем это нужно. Да и никто не потрудился объяснить «маленькому украинцу» его возможные выгоды, чем не преминули воспользоваться оппоненты, испугав неминуемой бедностью, повышением цен, разорением мелкого бизнеса и аграриев. То же самое с НАТО, и с другими благими намерениями. Демократы забыли, что в Украине живо несколько поколений, который пугали аббревиатурой НАТО, а теперь говорят, что Украина почему-то должна вступать в эту организацию. Народ внимает «регионалам» и Наталии Витренко – а что делать, объяснить, зачем Украине НАТО опять-таки никто не потрудился.
В Украине фактически отсутствует средний класс, который смог бы оценить все возможности евроинтеграции, а фактически большая часть населения Украины – рабочий класс, будь-то шахтеры или офисные работники, которым выгодны от вступления Украины в ЕС и НАТО непонятны и сомнительны.
Лозунги, которые пользуют все политические лидеры, обращены не к среднему, а к рабочему классу. Небольшую прослойку, которую можно условно назвать «средним классом», не интересует ни повышение выплат на детей, ни, тем более, размер минимальной пенсии или средней зарплаты. Их интересовали бы долгосрочные предложения и перспективы – совершенствование налоговой, банковской, пенсионной систем, им были бы понятны надежды, связанные со вступлением Украины в ЕС, снижение процента кредитных ставок, и прочее. Но ничего этого, по крайней мере, конкретного, в тех предложениях, которые звучат сегодня от политических лидеров, нет, поскольку нет массового спроса на эти предложения.
Видя, насколько несъедобными оказались европейские лозунги, оппозиция вернулась к старым, годами проверенным – обещаниям накормить и напоить страждущих. Выплаты при рождении ребенка, повышение зарплат и пенсий. Кроме того, не брезгуют призывами «взять и поделить», подогревая и без того неприязненные отношения рабочего класса к олигархам и просто богатым людям.
Не брезгуют социальными обещаниями и Партия регионов, но у нее для этого есть кое-какие основания. Кроме того, в рядах «регионалов» и сочувствующих – подавляющая часть богатых людей Украины, которые, в свою, очередь, не только владеют заводами, газетами и пароходами, но и создали десятки тысяч рабочих мест с приличной зарплатой, а иногда и – с социальным пакетом. Люди, работающие на этих местах, вряд ли благосклонно встретят лозунги оппозиции – синица в руках лучше журавля в небе, да и, как показали последние два года, оранжевый журавль оказался совсем уж неадекватной птицей.
Другой, очень важный момент сомнительности социальных обещаний – собственно, деньги. Чтобы взять что-то из бюджета государства, нужно что-то туда вначале положить. Что и как туда собираются класть и «оранжевые», и «регионалы» - весьма туманно. По идее, львиная доля наполнения бюджета – это налоги. А с уплатой налогов в Украине всегда было тяжело, а сейчас – особенно.
«Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь»
Еще один момент, который смущает – а где же долгосрочные перспективы? Объясняется это просто - для них нужны непопулярные меры. Этого наши политики боятся больше всего. Для них просто нереально сказать сегодня в глаза своим избирателям – чтобы через 5 или 10 лет экономика Украины работала как часы, до этого времени нам придется потерпеть. Как нельзя было сказать советской девушке – заниматься сексом мы с тобой будем сейчас, а женюсь я на тебе потом. Может быть. Подобного украинский избиратель не услышит хотя бы по той причине, что борьба идет, прежде всего, за власть, а не за пути развития государства, сколько бы нас не убеждали в обратном.
Пример из недалекого прошлого: с конца 70-х благополучная Великобритания бедствовала, экономика была в упадке, люди питались чаем с хлебом, многие ездили на заработки в Германию (!). В начале 80-х премьер-министром стала Маргарет Тэтчер, и она, буквально наступая на горло членам правительства, вводила непопулярные меры – для того, чтобы вывести государство из кризиса. Тэтчер ненавидели в течение всего ее премьерства, зато теперь она – один из самых уважаемых политиков страны – именно благодаря ее таким непопулярным когда-то инициативам Британия процветает. Банально, но борьба шла не за кресло премьера, а за перспективу. Вряд ли кто-то в Украине повторит инициативу Тэтчер – и уж точно, не Юлия Тимошенко, которая ищет сравнения с ней.
А послезавтра…
30 октября ничего не изменит ни в сегодняшнем дне, ни в перспективе. Новой вехой в истории Украины они не станут – хотя бы потому, что новых политиков нет, да и не могли они появиться за последние три года. Новые политики, которые могут что-то изменить, сегодня еще ходят в школу.
И чем ближе последнее воскресенье сентября, тем больше переполняет одно только чувство – политической усталости. Скорей бы.