Социалисты и коммунисты находятся в состоянии своеобразной прострации и для них развернувшийся сценарий был неожиданным или малоожидаемым с позиции формирования собственной стратегии, собственных политических перспектив. Но более всего такая ситуация является более сложной для Социалистической партии Украины. Какой-то согласованной и эффективной линии поведения эта фракция еще не выбрала и, я думаю, что этот процесс у них чересчур затянулся. Хотя, учитывая, что их роль была сателитной в парламентской коалиции, то, скорее всего, и их позиция будет такой же, а последнее слово останется за Партией регионов.
Объективно, этот коалиционный коктейль с самого начала был запрограммирован на некоторые дискомфортные неудобства, я имею в виду Партию регионов, для которых это был необходимый довесок, но в то же время, с ним нужно было считаться в той или иной степени. На сегодняшний день, думаю, и Партия регионов не утвердила своей стратегии относительно электоральных предвыборных альянсов или коалиций.
Тут возможны разные варианты. Один из них – это единый блок вместе с социалистами и коммунистами. Другой вариант – это может быть инкорпорация отдельных, но далеко не всех, членов этих фракций в список Партии регионов, и в этом смысле он является логичным, то есть который соответствует сегодня роли и весу этих фракций в политическом процессе. В любом случае произошло общественно-политическое обесценивание этих политических сил после компромисса, которого достигли Ющенко и Янукович. И та политическая девальвация будет определять их «степень учитывания претензий» на будущее попадание в парламент.
Хотя, скорее всего, коммунисты будут идти отдельно, поскольку при наявности 3-ех процентного барьера коммунисты имеют реальные шансы попасть туда самостоятельно и разыграть роль сателитной золотой акции. Найти какой-то широкий компромисс по широкому спектру вопросов вряд ли удастся за короткий период.
Что касается практически согласованных моментов, то речь идет о технологических моментах и алгоритмах обеспечения досрочных выборов. По Конституции, выборы должны состоятся на протяжении 60-ти дней, но есть противоречия, которые касаются создания фондов для партий, агитации и пропаганды, определения стоимости политической рекламы.
Я хочу сказать, что было бы логичнее и оптимальнее ограничиться минимумом, а максимум оставить на рассмотрение Верховной Рады VI созыва. Потому, что если любой политический конфликт достиг такой глубины, то он должен быть ограничен не только своей интенсивностью, но и своей длительностью. Если говорить про выборы как выход из этого конфликта, то пролонгация терминов, лишняя дисскусия вокруг тех или иных вещей не нужны.
Сейчас необходимо согласовать план предложений, которые должны быть вынесены на рассмотрение Верховной Рады. Если сегодня рабочая группа успеет это сделать и это будет принято Ющенко и Януковичем, то, по сути, мы можем говорить, что в Украине оформилась премьерско-президенсткая форма правления, а не парламентско-президентская и основную роль играют ключевые фигуры властного олимпа, между которыми разгорелся конфликт, начиная с октября прошлого года.
Если это все сегодня будет принято, то, действительно, не нужно много времени на выборы. Разговоры, что один или два-три дня мало – бессмысленны. А, сколько достаточно? Тогда будет мало и месяца, и двух месяцев, и даже трех. Все это манипулятивные разговоры, они выгодны сегодня спикеру Верховной Рады Украины, который объективно заинтересован в углублении конфликта и по интенсивности и по продолжительности.