В ДЕТАЛЯХ

2007.05.15

Оксана Байрак: Свой «Оскар» я уже получила

"Я, конечно амбициозная, но не городская сумасшедшая, поэтому представляю себе, что сценарист – Оксана Байрак, режиссер – Оксана Байрак, продюсер – Оксана Байрак, песню к фильму исполнила Оксана Байрак – это выглядит как наполеонизм…"

Благодаря фильму Оксаны Байрак «Аврора» Американская киноакадемия впервые заговорила об украинском кино. Она так и не получила Оскара, но это нисколько не опечалило молодого режиссера – Оксана не утратила своей веры в чудеса и влюбленности в жизнь, более того, она продолжает радовать нас все новыми и новыми фильмами…

Почему «Аврора» не попала в номинанты на «Оскар», как вы считаете?

Спросите у американцев, спросите у европейцев, они считали «Аврору» одним из самых сильных фильмов. А почему не прошел Альмадовар? Мюрер? В данной ситуации во главе угла было не творчество, это чистой воды политика. И это признано всеми. Правда, смешно - Альмадовар получает «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм и просто не входит в оскаровскую пятерку номинантов? Поэтому, я считаю, что мы прошли свой конкурс и получили свой «Оскар».

Я еще раз говорю, что горда тем, что за 78 лет впервые киноакадемики сделали исключение и, именно, нашему фильму. 15 опоздавших фильмов, до нас, допущены не были. Это победа, о которой можно с гордость говорить. А «Оскар», он еще впереди! Я получила свой «Оскар» в абсолютном признании фильма моими согражданами. Я снимала это кино для своей страны, как мольбу, просьбу об очищении и взаимопонимании. Я надеялась на успех, но такого, всепоглощающего, не ожидала. Я не ожидала переполненных залов, затаенного дыхания зрителей, забытого, на 5 минуте фильма, попкорна. Школьников, от 11-ти и старше, приходивших на сеансы по 2-3 раза.

НЕ ожидала аплодисментов и слез людей, людей, которые не покидали зал, даже, после финальных титров. О чем еще может мечтать режиссер? А медаль, которую мне вручил Союз чернобыльцев Крыма – это дорогого стоит, это больше, чем любой «Оскар». Я, сейчас, обнажена абсолютной откровенностью. Нужно благодарить Господа, что удалось, все-таки закончить «Аврору», потому что давалась она, действительно, трудно! «Оскар» для меня – это не краеугольный камень. Часто думаю, а, если бы, я оказалась в пятерке номинантов, но ценою этого был бы провал фильма в моей стране? Нет, пока, не нужно никакого «Оскара», поверьте.

А почему вы решили именно сейчас снять фильм о Чернобыле?

Я была очень маленькой девочкой, когда случился этот страшный взрыв. Но, самое страшное в нем, что Чернобыльская катастрофа – это трагедия не только техногенная, это катастрофа миллионов человеческих судеб. Это мертвые города, люди, потерявшие кров, распавшиеся семьи, это дети детей Чернобыля, сейчас, страдающие онкологией. И это продолжается, и будет, к несчастью, продолжаться… Как я могла не снять кино о катастрофе своей нации? Я просто из многих взяла 2 судьбы: облученной девочки, которой, к сожалению, не дано почувствовать, что такое счастье, любовь, семья, потому, что она уходит из жизни, и человека, который получил от этой жизни все, но от перенасыщения умирает морально. И она, эта девочка возрождает нашего героя к жизни. Самые глубокие вопросы, которые можно затронуть в кинематографе это, конечно, вопросы философии души и вообще глубины ощущения друг друга. Почему мы называмся homo sapiens, потому что мы чувствуем, любим и, что самое главное, сострадаем.

Эрика Робертса легко было уговорить?

Оказалось, что легко (смеется). Думала, что нереально, но получилось наоборот. Просто Эрику очень понравился сценарий. Сначала его прочла Элайза – жена Робертса. Эрик, в это время, как раз снимался в Китае. Элайза отправила ему сценарий и написала: «Я думаю, что ты не сможешь отказаться». Эрик прочел и сказал: «Конечно!». Этот актер – мой абсолютный идеал мужчины, идеал таланта, гения профессии, он - глыба. Я очень люблю Эрика еще и за то, что он, как и я - абсолютный гражданин мира, мы одинаково тонко чувствуем чужую боль, как свою. Что касается гонораров, мистер Робертс, тоже был с нами абсолютно демократичен. Приятно, сейчас, слышать от Эрика «Я в восторге от ОксЭны и, хочу сняться у нее в мелодраме». (смеется). Хочется ему сыграть любовь.

Как вообще все начиналось? Когда вы поняли, что кино - это то, что вам нужно?

Быть режиссером кино я захотела в пять лет, когда посмотрела фильм «Звезда пленительного счастья» Мотыля. У нас в семье было заведено устраивать субботние и воскресные обеды с последующими выходами в кино, либо театр. Помню, это была золотая осень, Симферополь, центральная улица Пушкина, кинотеатр «Спартак» (в этом кинотеатре, кстати, состоялся ограниченный прокат «Авроры», что позволило нашему фильму участвовать в Оскаровском конкурсе).

Не знаю, что меня, пятилетнюю, в тот момент так потрясло, может, абсолютно правильная режиссура «мотылевская» или блестящая игра Ирины Купченко, Иннокентия Смоктуновского, но после фильма я вышла на улицу и сказала: «Пап, когда я вырасту, я буду командовать этими дядями и тетями»,  то есть артистами. Именно тогда, внутренне, наверное, родился режиссер Оксана Байрак, а, может, и этот режиссер родился и раньше. Я, абсолютно, уверена, что дети, уже, в утробе матери мечтают о том, кем они будут и что сделают в этой жизни. Я была обречена быть режиссером, еще, и потому, что родилась на планете Любовь, являя плод космической любви своих родителей.

А есть у вас любимый фильм из личного репертуара, который, возможно, вы считаете для себя судьбоносным?

Фильмы, как дети - они все любимы, потому что выстраданы. Правда, я, ни разу не посмотрела ни один из своих фильмов после того, как закончила над ним работу. Ты до такой степени переживаешь за весь процесс: сначала, в одну из бессонных ночей в голову приходит идея, потом идет обработка информации, все это переносится на бумагу, затем, сценарий, написанный мною или драматургом, затем, окончательная доработка того, что написано. Потом - съемки, работа с композитором, монтаж, озвучивание, сведение и ты, абсолютно, опустошен… Это как беременность (смеется), сначала эйфоричное зачатие, потом непростое вынашивание ребенка, потом случается сложный процесс деторождения, и тебе уже ничего не хочется. Слава Богу, что мой фильм нравится людям. Этот «ребенок». Вернее, каждый из «детей», прекрасный по-своему.

А судьбоносным все-таки считаю фильм «Круиз или разводное путешествие». Это было давным-давно, еще в 1991 году: развал государства, отсутствие поддержки молодых талантов. И вот мой бывший муж, тогда еще настоящий, очень талантливый оператор, окончив институт, остался без работы. И я поняла, что выходом из положения будет… кино. Тогда , будучи студенткой 2-го курса, я нашла деньги, и мы «запустились» в большое кино. Это был единственный случай в СНГ, когда девушка-второкурсница сняла полнометражный фильм. Этот фильм я считаю судьбоносным, еще и потому, что там очень четко просматривается жанр, в котором я в последствии стала работать, то есть, жанр несерьезной мелодрамы и лирической комедии. Сейчас, когда я смотрю «Круиз…» по ТВ, все время улыбаюсь.

Ясно, что он полон промахов, это же второй курс, но могу сказать, что я с честью выдержала 8 месяцев жизненных и творческих испытаний, состоявшись, как режиссер и продюсер. И еще один судьбоносный фильм – «Снежная любовь или сон в зимнюю ночь». Это мой первый телевизионный фильм, имевший колоссальный успех. Рейтинги «Снежной любви…», вышедшей 1-го января, были равны рейтингам мюзиклов, вышедших в новогоднюю ночь. Сегодня моему первенцу, уже, 5 лет и до сих пор люди с удовольствием смотрят на Любовь Полищук, Валентина Гафта, с удовольствие слушают романс в его исполнении, любуются Настенькой Зюркаловой, дебютировавшей в кино, слушают великолепную музыку Валеры Тишлера. Эти два фильма, скорее этапные, чем судьбоносные, они - фундамент «линейки» всех моих картин, благодаря которым меня знают и говорят: «Вот у нас есть такая Оксана Байрак - королева мелодрамы».

«Мои фильмы – это абсолютная философия жизни…»
 
Говорят, что Байрак снимает кино для женщин…

Это говорят те, кто, втайне, мечтает жить так, как живут герои моих фильмов, но они, эти говорящие не могут себе такого позволить. Из-за душевной пустоты и «лжеэстетского» мещанского ощущения мира. Действительно, «Снежная любовь», покорила, в основном, женскую аудиторию.

Но, что самое интересное, после фильма «Тебе настоящему» наша аудитория разделилась 50/50. Как показывают рейтинги, 48 процентов зрителей моих фильмов – это мужчины. Могу сказать, что столько мужского внимания, сколько я получаю после выхода каждого фильма…Наверное, любая женщина может позавидовать. От гаишников, мимо которых мы можем пронестись с большой скоростью, если опаздываем на съемку, и до «мужей правительства».

Потому, что это человеческое кино. Мои фильмы – это абсолютная философия жизни: любовь, слезы, встречи, расставания – все то, из чего мы сотканы. Женщины. Мужчины. Человеки. Мои картины любят, еще, и потому, что мы говорим о нашей сложной жизни красивым сказочным языком. А кто из нас не мечтает о сказке?

Сценарии пишете сами?

Преимущественно, да. Но есть любимые драматурги, например, Петя Гладилин – я его обожаю. Раньше работала с Валентином Азерниковым. Недавно судьба, в лице Мити Харатьяна, подарила мне встречу с чудесной женщиной – драматургом Эльгой Лындиной. Признаюсь, что сценарии, которые пишут драматурги, я потом, все равно полностью обрабатываю сама, поэтому могу сказать, что это и мои сценарии, тоже. Я, конечно амбициозная, но не городская сумасшедшая, поэтому представляю себе, что сценарист – Оксана Байрак, режиссер – Оксана Байрак, продюсер – Оксана Байрак, песню к фильму исполнила Оксан Байрак и т. д. – это выглядит как наполеонизм, даже, не в кубе. Поэтому пытаюсь от этого немного уйти, и так ведь понятно, что Оксана Байрак может все (смеется).

«Самая умная, красивая талантливая и все мне одной»

Сюжеты фильмов – это чистый вымысел или реальные истории из жизни?

Это абсолютная жизнь, причем, на 70-80 процентов это моя жизнь или жизнь моих друзей. Мне достаточно трех фраз жизненного сюжета для того, чтобы, в моей голове, возникла киношная история. Конечно, присутствует домысел, но не вымысел. Я не раз читала: «Она выдумала какой-то нереальный мир…» Да неправда! Представьте, я живу в таком мире - мире любви, в мире красивых людей, красивых отношений, что самое главное. Я не знаю, что такое ненормативная лексика, не знаю, что такое оскорбление женщины. Не потому, что я - тепличное растение, существующее в вакууме. Нет. Я просто не позволяю, чтобы вокруг меня был негатив. И делаю это очень успешно, поэтому мой мир чист. Мой мир со знаком ПЛЮС.

Каким образом отбираете актеров на те или иные роли?

Я не отбираю актеров. Во-первых, я ненавижу слово «кастинг». Я очень человеколюбива и очень уважаю творческие натуры, особенно актеров. А для каждого актера кастинг - это большой стресс. Учитывая то, что я работаю в основном с талантливыми и очень хорошими актерами, с актерами - нюансистами, как я их называю, сердце этих людей всегда на пределе, а нервы – всегда натянутая струна. И абсолютные таланты подвергать унизительному кастингу, мне кажется, это преступление. Я считаю, что режиссер на то он и режиссер, должен сразу суметь почувствовать и увидеть своего актера. И, наверное, нужно сказать  спасибо Господу Богу за то, что у меня есть такое чутье.

А почему вы предпочитаете работать все-таки с российскими актерами?

Нет, почему. Половина моего актерского состава – это украинцы. Я открыла для   СНГовского кинематографа того же Олега Масленикова, его жену. Обожаю  Римму Зюбину, Снежану Егорову, великолепную Настю Сердюк. Настя, просто гениальна. Она сыграла у меня небольшую роль жены главного героя в «Авроре», но сделала это так, что даже американцы были потрясены и сказали, что Настя - блестящая актриса. Ей достаточно нескольких жестов, взгляда. И - ни единого пережима.

Разрешаете актерам поимпровизировать или все должно быть строго, по-вашему?

Импровизация, конечно, допустима, но… Мои актеры шутят: «Все равно в монтаж пойдет, то, что придумала Ксюша». Ксюша – это я, авторитарная донельзя.

Почему в Украине сегодня практически не снимается кино?

Потому что у нас нет лоббирования закона о льготном налогообложении искусства вообще и кинопроизводства, в частности – это первое. Второе – это творческая лень. Все мы можем говорить, как мы талантливы и что мы можем сделать. А пойти убедить спонсоров, убедить инвестора разработанной темой, наличием сценария … Мы же ничего не хотим делать. Нам лучше сидеть в барах, попивать самый дешевый коньячок, ощущать себя, практически, Мессией и говорить: «Какая везучая эта акула, Байрак».

Есть ли у вас жизненное кредо?

Конечно. Мое жизненное кредо, мне кажется, уже давно известно всем: «Самая умная, красивая, талантливая и все мне одной». И, милое дополнение: «Если я хочу – значит, я могу!»

В судьбу верите?

Конечно, верю! Я очень верующий человек, и в Бога верю, и в судьбу.

Продолжение следует…
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ