СКАЗАНО
2007.05.21
«Сначала намечались торжества, потом - аресты. Потом решили совместить»
Жаль, что Майдан-2004 стал апофеозом старых добрых празднеств по-киевски. Политикам, пришедшим на смену президенту Кучме и киевскому мэру Омельченко, не до праздников. Размах окончательно перекочевал со столичных улиц в политические и имущественные дебри.
Киевляне – народ к праздникам привычный. И это на самом деле здорово, потому что желание и умение праздновать часто, культурно и с размахом говорит о здоровье и цивилизованности нации.
Я помню, как по перебирании из Харькова в Киев в далеком 99 году, меня поразило, насколько часто в Киеве бывают праздники и как масштабно и весело они проходят. Чувство было сродни доброй зависти – в Харькове празднества тогда были качественно другими - и по частоте, и по наполнению и, самое главное, по духу празднующих товарищей. Грубо говоря, они были куда ближе к советским праздникам, нежели к европейским. Да еще и, кроме того, экономическое выкарабкивание страны из пропасти только начиналось. И в Харькове оно пока не чувствовалось, а в Киеве народ с кайфом жил и пел. Качество жизни налаживалось, ну а народ наш – он талантлив и уж если в самые трудные годы пел и пил, так и ежели жизнь вокруг становилась лучше, так пел и пил с куда большим удовольствием и вдохновением. Как говаривал разбитной киноклассик – «Жить хорошо! А жить хорошо – еще лучше!»
Мой студенческий приятель из Харькова (ныне подвизающийся в столичных политтехнологах), почти одновременно перебравшийся в Киев, тоже уловил это отличие между наполнением празднеств – и жизни в целом - в столице и нашем Харькове. И вызвал искреннее возмущение моей девушки-киевлянки своим безапелляционным резюме «Киевляне зажрались!!!» Я его чувства очень хорошо понимал и в основном даже разделял, хоть и не так радикально.
Да и друг очень быстро стал куда терпимее относиться к столичному быту. Во многом потому, что за первые же месяцы жизни в столице вместе с киевским воздухом в сердце и душу вчерашних харьковских студентов проникли и намертво закрепились легкость и кайф от другого, не-советского, бытия – как в будни, так и в праздники. А за то давнее «зажрались» до сих пор слегка стыдно. И извиняющие обстоятельства, хоть и слабенькие, есть – после голодной малокомфортной общаги материалисты были тогда еще, мало понимали душу народа, к тому же юношеский максимализм стучал в сердцах почище пепла Клааса...
Вообще же, по моему ставшему с годами только глубже убеждению, ежели только приехавший надолго (вариант навсегда) в столицу человек не отрицает патологически дух города, он обречен на комфортное внутренне сроднение с Киевом. Понятно, что как любой мегаполис Киев новоприбывших воспринимает не-линейно, не обязательно с распростертыми объятиями. Но внутренне город настроен по отношению к ним благостно и готов, если не помогать всем, то хотя бы принять и дать шанс стать своим. Этот феномен чувствовали многие иногородние, поселявшиеся в столице. Идеалисты могут объяснять это особенностями ауры (эгрегором) города. Эгрегор вообще – это «душа вещи, ментальный конденсат, порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие». Материалисты – особенностями культуры местного населения, традициями горожан, спецификой заселения Киева и т.д.
Я то ли на самом деле чувствую ауру вещей, то ли убеждаю себя в этом, но так или иначе в столице быстро почувствовал себя как рыба в своей воде. С годами появилась возможность проверить силу этого чувства и на расстоянии – в том числе, и в соседних столицах (к слову, лично у меня никогда не было погони за столичными состязаниями, но многие, по московской, наверное, привычке извне, Киев с другими столицами сравнивают). Так вот, из Варшавы и особенно Москвы сильно на родину тянет. Из Стамбула, Будапешта, Берлина и Праги – чуть слабее, но всё-равно тянет. Потому что жизнь в своей воде дорогого стоит.
Еще когда к новой среде обитания только привыкал праздники по-местному быстро полюбил и стал с удовольствием в них участвовать. Да и то подумать – откуда было бы взяться в морозном Киеве 2004-го тому же Майдану, не будь до тех пор культуры частых многотысячных гуляний в центре Киева с неизменно сопутствующими концертами, развлечениями и весельем без массовых мордопитий и затаптывания гуляющих.
Жаль только, что Майдан, по всей видимости, был апофеозом старых добрых (верно как оборот и как отражение сути) празднеств по-киевски. Такое впечатление, что тогда в городе была качественная, хорошая стабильность и во время таких вот празднеств люди отдыхали душой от слегка утомляющей стабильности. Это время кануло в реку памяти навсегда вместе с эпохой Леонида Кучмы и мэра Омельченко. Пришедшие на смену Кучме и Омельченко политики как-то по-другому относятся к праздникам и нуждам киевлян (отдельный привет нам от участников нескончаемых политакций в самом сердце Киева). Одни завзято борются за власть, другие азартно дерибанят столичные земли и имущество. Тут не до праздников, понимаете. Размах – он теперь окончательно перекочевал в политические и имущественные дебри.
Когда в апреле по утрам в центре Киева было не протолкнуться среди толп с флагами – это еще как-то можно понять. Оно-то, конечно, неудобно, когда тебе надо пройти по делам в центре Киева, а приходится продираться сквозь однородную массу организованных демонстрантов. Но что поделать – демократия, понимаешь. Со своей новой киевской спецификой. Эта демократия не дает возможности провести референдум по доверию мэру Черновецкому. Зато без всяких проблем дает возможность гостям из Донецка вот уже без малого два месяца чувствовать себя хозяевами в центре Киева.
Дохозяйничались уже до того, что оставляют киевлян без киевских праздников. Вон День Европы отложили с 19 мая в неопределенное светлое будущее из-за того, что симпатики бело-оглубых и оранжевых не устают устраивать дефиле по местам боевой славы 2004 года. И тут киевская мэрия оказалась очень чуткой к территориальным запросам политиканствующих субъектов бело-голубого лагеря и даже не попросила их сдвинуться с Майдана на денек куда-нибудь в другое место.
Ладно, еще День Европы. Так вот на подходе уже Святая Святых – День Киева. Представить себе, что в ТАКОЙ праздник жителям и гостям столицы нельзя будет свободно и спокойно прогуляться где ноге угодно из-за того, что центр Киева по-прежнему будет занят палатками и живущими в них и около них, – не получается. Хочется верить в то, что освободить Майдан им придется: либо по приказу столичной власти, либо по директиве своих партийных вождей. А последним надо еще по текущим политическим вопросам все пункты успеть утрясти, чтобы не лишать жителей столицы их Дня.
Дедлайн 27 мая – чем не повод, чтобы ускорить разрулирование затянувшегося до настоящей летней жары кризиса? Оно понятно, что условия жизни сейчас другие, чем в том же 2004 году. Но закон усталости от однообразных шоу приезжих в центре Киева и право местных жителей на отмечание своего праздника в определенный день и в любом месте столицы никто не отменял и отменить не может – потому что политики приходят и уходят, а город со своей аурой и своими праздниками остается.
Общее количество просмотров: 1289
Больше новостей из этой рубрики
Читайте Также
все новости из этой рубрики