- Так как там лысая певица?
- Как всегда, не меняя прически.
Э. Ионеско, «Лысая певица»
Если бы Самюэль Беккет и Эжен Ионеско, отцы драматургии абсурда, ожили на некоторое время и посмотрели на события, которые происходят в Украине в течение последних двух месяцев, они бы плакали. Не от жалости к Украине и ее народу, который как-то живет в этих реалиях, а от зависти. Такого абсурда и в таких масштабах они представить не могли в свое время.
Впрочем, если вспомнить даже небольшое количество фактов из украинской истории, то окажется, что отсутствие логики правителям государства украинского не чуждо. Я сознательно не говорю о простом народе, «маленьком украинце», который, собственно, строит и поддерживает эту страну в нормальном состоянии, и здравый смысл ему не чужд даже в периоды запоев.
Поступки, которые совершают стоящие у власти – независимо от расцветок их политических знамен, наводят на нехорошие мысли – а все ли в порядке с этими людьми? И даже наши умницы-политологи, которых, видимо, уже подташнивает от украинской политики, устали придумывать объяснения тем или иным маневрам и высказываниям президента, премьер-министра, спикера, депутатов большинства, оппозиции… Кстати, оппозиция в этом театре выглядит более-менее пристойно на фоне остальных участников действия.
А началось все вполне невинно – парламентское большинство по старой привычке всего-то хотело «догнаться» до 300 депутатов – не привыкать, не в первый раз плаваем… Сначала 11, потом еще по чуть-чуть каждую неделю – а там, глядишь, и сами порядки наводить начнем.
«Как ты думаешь, доберут до 300 или не доберут?», - спрашивала я в середине марта у коллеги, прогнозы которой сбывались неоднократно.
«Не доберут», - уверенно отвечала она, затягиваясь очередной сигаретой, - «Нельзя по закону». Про закон и я знала, но в нашей стране, где отношение к законам более чем прохладное, это все-таки было неигровым аргументом.
Подруга, как всегда, оказалась права. Ющенко высказал свое президентское «фе» парламенту, правящей коалиции, премьер-министру и прочим.
Те стоически приняли удар, однако, дальнейшие действия тоже слабо подчинялись здравому смыслу – какие-то заявления, манипуляции с бюджетом, невразумительные аргументы и, наконец, как апофеоз тогдашней стадии абсурдизма – десятки тысяч свезенных с востока Украины людей на Майдан Независимости и регулярные «представления», устраиваемые на нем представителями коалиции – Партии Регионов, КПУ и СПУ. За множество высказываний в адрес политиков и президента в отдельности против отдельных деятелей можно было возбудить ряд уголовных дел об оскорблении чести и достоинства. Но ни Генпрокуратура, ни министр внутренних дел не среагировали. Зато как не по-детски возбудился господин Цушко на закрытые двери Генеральной прокуратуры!
А еще трагифарс в Конституционном суде, заседающих в котором нормальному юристу назвать судьями язык не поворачивается, кучи грязного белья и воистину хармсовских взаимных обвинений, предъявленных друг другу представителями разных сторон… Самое занятное – больше всех стараются пожилые и молодые политики. Ладно, тем, кому за 60 можно простить и списать на старческий маразм, но ты, гордо именующий себя молодой политической элитой, что ж ты так небрежен со словом! Народ (и журналисты, в частности), отличаются долгой памятью, и когда ты сделаешь вид, что вчера это был не ты вовсе, то мы быстро тебе напомним!
И вот настало 24 мая - по количеству мини-представлений в стиле Ионеско этот день затмил предыдущие месяцы.
… Май, жара, температура около 38, больное горло. Рука сама тянется к телевизионному пульту – каждому журналисту известно, что самые важные события в стране происходят тогда, когда его нет на работе.
Отставка Пискуна, смущенный вид Плюща на заседании коллегии ГПУ, штурм Генпрокуратуры, Цушко в черном костюме и его «беркуты», сломанные двери, пространные речи президента, заявления Раисы Богатыревой о силовом сценарии и захвате президентом власти, истерическая реплика Головатого о том, что президент сошел с ума… Елки-палки, но у меня же не такая высокая температура, чтобы бредить! И верно, на экране показывали явно не мою температуру.
Через 10 минут просмотра новостей я все-таки окончательно укрепляюсь в мысли, что горячка (возможно даже белая) все-таки происходит. Но не у меня, не во всей Украине, где все-таки большая часть 17 миллионов избирателей занята конкретным делом – кто-то лечит или учит детей, кто-то спускается в шахту или идет на завод, кто-то сеет и пашет, кто-то доит коров, или верстает газету, или стоит за прилавком, или шьет наволочки… и даже не во всем Киеве, который устал быть местом разнообразных сходняков, будь-то коалиция или оппозиция…
Горячка и сопутствующие ей галлюцинации – или премьера нового спектакля театра абсурда проходит на нескольких улицах известного нам района в трех известных зданиях. Не больше и не меньше.
Спектакль непростительно затянулся – далеко не все из нас тонкие ценители абсурдного искусства, готовые наблюдать за этим месяцами.
Но, к сожалению, и покинуть этот театр мы тоже не в силах. Разве что покинуть эту страну.