В советские времена очень популярной была фраза «Все лучшее - детям». Молодое государство Украина тоже пытается максимально помочь будущим гражданам страны в становлении и добивается утверждения в жизни общества «детоцентризма». О том, как обстоят дела в этом направлении читателям
RUpor`a рассказывает заместитель главы Житомирской облгосадминистрации, председатель Киевской городской организации Партии Зеленых Украины и члена политсовета этой Татьяна Кондратюк. Она имела возможность полностью оценить тенденции в сфере воспитания, курируя на государственном уровне в министерстве по делам семьи и молодежи сферу государственной политики относительно семьи и детства.
Татьяна Викторовна, не так давно концертными выступлениями и многочисленными комментариями страна отметила День защиты детей, который мы традиционно отмечаем еще из советских времен. Хотелось бы услышать Ваше мнение как человека, который на государственном уровне, в Минсемьямолодежьспорт, именно в сфере государственной политики относительно семьи и детства прилагал усилия к изменению ситуации, - что происходит сейчас в сфере защиты прав украинского ребенка.
Благодарю за интерес к теме прав ребенка и за вопрос. Но разрешите немножко иначе его задать, так как он сформулирован несколько широко. На мой взгляд, вернее было бы говорить о том, от кого и от чего нужно защищать ребенка. И в таком случае я бы ответила - от притеснения его прав. А какие права есть у ребенка? - новый вопрос. И для многих украинцев, поверьте, на уровне откровения будет новостью, что у ребенка есть такие же права, как и у взрослого. Что у ребенка есть право на жизнь, на имя, на семью, на доступ к информации, на имущество, на образование и т.д. Кстати, украинские дети, благодаря всем шагам и международных организаций, и государства, о своих правах известно больше, чем взрослым о собственных. Так как вообще ситуация с информированием относительно прав и правозащитой, в частности, у нас такая, что часто и сами взрослые не знают, какие у них есть права, а тем более - как их отстаивать.
Сегодня каждый школьник (а многие из нас уверены, что ребенок - это лишь малыш, хотя, на самом деле, детьми являются все, кому не исполнилось 18 лет, и об этом следует помнить!), каждый ученик знает номер Всеукраинской детской линии 8-800-500-21-80, по которому можно позвонить и посоветоваться или получить помощь. И дети нередко сообщают о том, что их, например, обидели. Ведь ребенка могут обидеть не только взрослые (учитель, например, или родители), но и дети - ровесники или ребята постарше. Всегда важно понимать, кто и почему нарушил права ребенка. Перечень всех этих прав изложен в Конвенции ООН о правах ребенка, и хотелось бы, чтобы каждый ознакомился с этим текстом. Вот когда мы будем знать эти права, тогда мы поймем, соблюдается ли право ребенка на образование или, например, право на защиту от эксплуатации, когда он вместо того, чтобы учиться, выпасает овец. Соблюдаются ли права ребенка, когда учителя делят детей на любимчиков и нелюбимых? Что происходит с ребенком, плач которого вы слышите из-за соседней двери? Ответ на эти вопросы лежит на расстоянии вытянутой руки.
Насколько отличается положение детей в Украине от положения детей в развитых странах мира?
Оно отличается настолько же, насколько отличается положение взрослых и в такой же мере зависит от политики государства, как и положение взрослых. Права ребенка и положение ребенка - они не где-то в нормативах. Они в нашей повседневной жизни. Приблизительно у четверти украинских семей уровень потребления на одного человека ниже предела бедности. А по данным на июнь 2006 года, зарплата более 2 млн. украинцев была меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц, т.е., менее 496 грн. Т.е., смотрите, зарплата меньше прожиточного минимума! И лишь в конце этого года минимальная зарплата приблизится к нему. Как в таких условиях можно обеспечивать достойный уровень жизни?
Вернемся к вопросу об образовании, так как учеба - это главная работа ребенка. Какая ситуация в школах? Насколько дети могут получать качественное современное образование? Почему около 30 тысяч украинских детей сегодня вообще не ходят в школу? Как это может быть? Чем это вызвано? Кто или что препятствует детям? Кто несет за это ответственность? Всем ли детям обеспечено право на отдых? Как сегодня живут многодетные семьи, ведь, как правило, многодетность и малообеспеченность - это две стороны одной медали. Какая государственная политика относительно семьи? А какая - в сфере информации? Что сегодня украинские дети видят на телеэкране? И этими вопросами и поисками ответов на них мы лишь начинаем вести линию, которая складывается в огромный круг отличий между положением детей и уровнем жизни в Украине и развитых странах вообще.
На какие группы принято разделять детей в процессе реализации социальной политики?
Обязанность содержать детей возложена на родителей. Не на бабушку или дядю. На родителей. Но, бесспорно, бывают обстоятельства, которые предопределяют необходимость помощи со стороны государства. Предварительно мы уже говорили об уровне обеспеченности, например, и, с этой точки зрения, государство оказывает разные виды социальной помощи семьям с детьми в зависимости от этого показателя. Другой вопрос - насколько просто и удобно эту помощь получать и насколько она покрывает реальные нужды семьи. Также выделяются другие группы детей, относительно которых государство формирует специальную политику, - это новорожденные, дети с ограниченными возможностями, дети-сироты или дети, лишенные родительской опеки. Лишь в одном - последнем случае - государство берет на себя функцию воспитания, во всех других – только содержания.
Насколько полноценна сегодня социальная политика в Украине? Охарактеризуйте ее, пожалуйста.
Если говорить одним словом, то она недостаточна. Но вместе с тем, есть положительная динамика. И если говорить о государственной политике в сфере детства, то Украина как молодое государство, которое, образно говоря, становится на ноги, предприняла ряд шагов, направленных на защиту прав детей. Во время работы в Минсемьи мы даже употребляли такое понятие, как „детоцентризм”, которое, на наш взгляд, должно лежать в основе всех других политик. Нам удалось тогда заложить в законы ряд весомых нормативов относительно действительной защиты прав ребенка, в частности, на жизнь в семье. Уже сейчас в Украине распространяется опыт создания приемных семей, детских домов семейного типа, в которых более двух с половиной тысяч детей нашли семью. Начато реформирование системы интернатов, которая даже исторически себя изжила, не говоря уже о тех безобразных социальных моделях, в которых там растет наш украинский ребенок. Мы гордимся тем, что заложили основы коренного изменения политики государства в сфере детства, хотя, к сожалению, не успели сделать больше. Но еще очень многое следует изменить, еще лишь следует признать наличие многих проблем в сфере защиты прав ребенка, таких, скажем, как защита от эксплуатации или жестокого обращения. Нужно, как минимум, по-иному на уровне государства взглянуть на место семьи в становлении будущего Украины. Существует острая потребность в возобновительном судопроизводстве, внедрении ювенальной юстиции и т.д. Одним словом, все действия государства, деятельность всех ее институтов, должны быть направлена на максимальное обеспечение интересов ребенка.
С какими опасностями сталкивается подрастающее поколение и как его можно от них уберечь?
Конечно, в перечне прав ребенка, о которых мы сегодня говорим, неотъемлемым является право на жизнь и соблюдение здорового образа жизни. А о масштабах наркомании, криминализации отношений (в том числе, в среде детей), распространении социальных болезней известно всем. По последним данным, на учете в органах МВД стоит около 5 тысяч детей, употребляющих наркотические средства. И понятно, что эта цифра - верхушка айсберга социальных неурядиц, если мягко говорить. Каждое пятнадцатое преступление в Украине совершается детьми. Кто их втягивает в такие отношения? Почему некоторые дети сами прибегают к этому? Причины таких явлений нужно знать, нужно системно противодействовать их возникновению.
В последнее время у нас распространилась мода и на публичные политические акции. Хотите высказывать свою позицию -- нет проблем. Но зачем вовлекать в это детей? Кому понадобилась эта ранняя политизация? Дети еще незрелые и не могут формировать свое мнение относительно тех отношений, участниками которых им быть рановато. Сегодня назрел вопрос о том, что политики должны нести ответственность за противоправное привлечение детей к политическим акциям.
Загрязнение окружающей среды и ребенок - насколько ответственны сегодня органы власти в деле охраны окружающей среды?
Конечно, и международные документы, и наше законодательство исходят из того, что ребенок нуждается в специальной защите, специальной заботе. Но опять-таки, право ребенка, например, на жизнь в семье напрямую связано с положением взрослых, с соблюдением их прав. Какое сегодня здоровье у мужчин и женщин, родителей, одним словом? Что мы едим и чем дышим? Как отец и иметь могут быть защищены от заболеваний, уже давно забытых в тех же европейских странах? Со страниц газет и экранов телевизора всевозможные специалисты взывают - у нас распространение ВИЧ-инфекция, у нас туберкулез. Если я ошибаюсь, то незначительно: смертность мужчин в Украине чуть ли не наивысшая в мире. А какие программы ранней диагностики болезней у нас существуют и, главное, - насколько они доступны? И загрязнение окружающей среды - один из первейших факторов, провоцирующих распространение не только органических, но и социальных болезней.
Какими принципами Вы бы посоветовали руководствоваться в воспитании детей?
- Первейший среди них - не руководить ребенком, не управлять им. Мы же с вами не забыли, что ребенок - это также человек. И, прежде всего, это человек, а не какой-либо отдельный удивительный объект, на который мы должны направлять и на котором можем испытывать всю мощь воспитания. И в данном случае неважно, авторитарное это воспитание или, наоборот, опекунское. Взрослые должны заботиться не только о том, чтобы ребенок был сыт, и у него было все „не хуже, чем у Пети”. Этого крайне недостаточно. Мы, взрослые, особенно родители, должны быть, к тому же, друзьями своего ребенка. Самое большее, что нужно ребенку, - это наша любовь.