В последнее время в Украине все больше полюбили героев. Острая необходимость в поиске новых мучеников и святых угодников-невозвращенцев объясняется не только банальной необходимостью в предвыборной подзаправке массового сознания. Как установила культурная антропология, современное общество постоянно нуждается в образе идеала невостребованным набором добродетеле. Отсюда и рождаются мифы о Георгиях-победоносцах, спасителях, воителях Гроба господнего или изменений в Конституции.
Как и подобает, истинных героев отвергают и всячески не воспринимают. Недоброжелателями им уготованы ведущие роли в студенческих анекдотах. А они ведь так хотели сделать нашу жизнь лучше.
Вопреки спущенным сверху светоносным борцам, в памяти поколений остаются по большей части независимые единицы с отклонившимся от стандарта типом мышления. К такого рода людям можно смело отнести творца по истине антисоветского кинематографа Андрея Тарковского (1932 - 1986), в честь 75-летия со дня рождения которого, сегодня начался широкоформатный кинофестиваль в российском Иваново.
Там в Иваново, точнее будет сказать в деревне Завражье Ивановской области, в 1932 году и родился Мастер. Он был сыном происходившего из Елизаветграда (ныне Кировоград, Украина) поэта и востоковеда Арсения Тарковского. Не уедь после начала советской оккупации его отец в более обеспеченную Россию и уцелей он в ходе целой серии геноцида середины ХХ столетия, Тарковский наверняка бы считался украинским режиссером. А так навсегда останется отвергнутым на родине основателем российского независимого кинематографа, пускай и с украинским происхождением, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Трагичность детских образов в художественных картинах Тарковского во многом связано с пережитыми им в детстве личными драмами и потрясениями. В пятилетнем возрасте мать на руках с двумя малышами оставляет отец, в пятнадцать лет переболел почти смертельным тогда туберкулезом.
Первый успех еще никому не известному выпускнику ВГИКа и воспитаннику раннего Михаила Рома (до «Обыкновенного фашизма») принесла лента «Иваново детство» (1962), повествующая о влиянии войны на формирующееся детское сознание и мировосприятие. Картина получила премию «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. Потом были «Андрей Рублев», «Зеркало», «Ностальгия» и, конечно же, «Солярис» (1970) и «Сталкер» (1978).
Природа украинца
Украинский генотип брал свое, и все как один фильмы Мастера отличались острой неприязнью ко всем формам несвободы и в первую очередь интеллектуального порабощения.
Кроме знаковой для 60-ых эстетики морального сопротивления, Тарковскому обязано своим появлением и «думающие» или как бы мы сказали сегодня интеллектуальное кино. Герои «Соляриса» вовсе поселяются автором на «думающую» планету, где материализовуется каждая однажды допущенная мысль или желание.
Таким образом, режиссер старался выявить подлинный мир человеческих страстей и переживаний, лежащих в основе общества переступившего ступень индустриализации. В кинопритче «Сталкер» Писатель и Профессор во время мучительного пути на Зону вынуждены пройти все мытарства морального очищения и проверки ценностей, определяющих категории дружбы и общения. Камера в картине медленна до крайнего морального изнеможения. Привыкший к гоп-ля-ля комсомолии советский зритель не выдерживает и выходит из зала точно также как и на картинах Параджанова или Иллиенко. Его патриотическое сознание надломлено криками просыпающейся совести. Необходимый эффект достигнут. Мастер удовлетворен и, как следствие, выдворен из СССР.
Отрицающее любое насилие над личностью, творчество Тарковского полностью пронизано превозношением индивидуального над коллективным. Режиссер постоянно предлагает совместно с ним приняться за исследование внутреннего мира каждого отдельного взятого героя, умышленно переворачивает его жизнь, вытягивая изнанку приемлемого образа жизни и прочих стереотипов.
В его фантасмагорических лентах за исключением одно-двух эпизодов раннего творчества отсутствует ни то что упоминание, а даже малейший намек на прогрессивное развитие страны Советов. Ее вроде бы вообще не существует. Самоанализ и становление собственных убеждений у героев Тарковского успешно проходит без навязчивого вмешательства месткомов и парткомов, «руководящей роли профсоюзов» и прочего мракобесия.
Показанный в «Сталкере» проводник окончательно не совпал с канонами коммунистической добропорядочности. Сын вольнолюбивых украинских степняков показал его настоящим - юродивым, чуждым не то что карьерному росту, но и элементарного конформизма человеком. Персонаж никак не смог прижиться в «нормальной жизни», зато великолепно ориентируется в скрывающей в своих недрах таинственной Зоне. Без него не могут обойтись VIP-гости, однако сам он ничем не зависит от внешнего мира. Истинный смысл жизни и самореализация не зависит от внешних обстоятельств. Гений Тарковского, чье творчество явилось сплошным гимном интеллектуальной и моральной независимости, смог доказать (и показать) это самым блестящим способом.
Его здесь не ждали
Последние две картины, в числе которых и шедевр «Жертвоприношение», были сняты на Западе. В возрасте 54 лет Мастер покидает нас вдалеке от начавшейся Перестройки. Вместе с Васылем Стусом и другими Тарковского там не ждали. Тело Андрея Арсеньевича покоится в Париже. Символично, но там же нашли свой покой Симон Петлюра и Нестор Махно.
Франция не случайно была выбрана режиссером для жизни в эмиграции. Именно благодаря, в первую очередь Франции, он стал единственным советским режиссером, получившим две премии Каннского кинофестиваля («Специальный приз жюри»).
Одна из картин Андрея Тарковского оканчивается тем, что на глазах у семьи главного героя дотла сгорает дом. Держа на руках немого с детства сына, отец переживает чудо: к испытавшему неимоверный стресс сыну возвращается речь. Впереди у нас еще предстоит множество потрясений. Нужно только заговорить.