Итак, теперь у нас есть выбор. Во всяком случае, хотя бы в вопросе потребления украинскими желудками генетически модифицированных организмов.
1 августа Кабинетом Министров Украины было принято постановление об обязательной маркировке пищевых продуктов, если содержание генетически модифицированных организмов (ГМО) в них превышает 0,9 % ( установленный мировой стандарт случайного внесения трансгенов в продукт).
Также постановление предусматривает запрещение изготовления, ввоза в страну и реализацию детского питания, содержащего трансгенные компоненты. Хотя, стоит заметить, это предостережение касается скорее именно импорта и реализации, поскольку согласно закону Украины «О детском питании» использование ГМО в продуктах питания для детей запрещается. И к чести украинских производителей, последние исследования государственной лаборатории генетически-молекулярных исследований «Укрметтестстандарта» подтвердили, что подобного компонента в детском питании не наблюдается. Чего, к сожалению, нельзя сказать о питании для взрослых.
По сенсационным данным той же лаборатории, опубликованным чуть ранее, из 42 наименований колбас, сосисок, пельменей, рыбных полуфабрикатов и других изделий 18 показали содержание ГМО на уровне 40-50%. Сегодня о трансгенах не знает, наверное, только ленивый и нелюбопытный. Для тех же, кто подзабыл суть вопроса, напомним: ГМО – это организмы, геном которых дополненный участками ДНК других существ. Например, ген рыбы полярных морей помещается в геном пшеницы, для повышения ее морозоустойчивости.
Лет семь-восемь назад, когда экологи начали бить тревогу о проникновении генетически модифицированных организмов в Украину, уровень общественной осведомленности о подобном «чуде прогресса» располагал только сведениями о «картошке, которую не ест колорадский жук», да рассказами типа анекдотического «арбуза с разбегающимися косточками». Американские страсти по продукции транснациональных корпораций, таких как «Монсанто», «Сиджента», «Авентис» казались весьма и весьма далекими. Хотя Украина, как одна из крупнейших европейских стран с аграрным потенциалом не могла долго оставаться вне поля зрения производителей трансгенов. И если приключения трансгенного картофеля на украинских опытных участках закончились сравнительной неудачей ( по официальным данным картофель, оказавшийся неустойчивым к вирусам, был уничтожен, по неофициальным - все-таки нашел себе место на приватных огородах), то соя, одна из наиболее распространенных культур, подвергшаяся в мире генным экспериментам наряду с кукурузой и рисом, за последние десять лет уверенно протоптала себе дорожку на украинские поля. По полуофициальным данным в Украине выращивается 80-90 % генетически модифицированной сои. Можно проверить.
Проверять качество семенного материала в Украине до недавнего было некому, да и желания особого ни у кого не возникало. Анализы на трансгены довольно дорогие. Высокое содержание ГМО-составляющих в колбасных изделиях объясняется именно соевым компонентом рецептуры. Что, в принципе, спешит признать не каждый производитель…
Споры о целесообразности употребления в широкой практике трансгенов не прекращаются. Вопрос безопасности потребления ГМО человеком остается открытым. Защитники ГМО выдвигают свои аргументы: трансгены дешевы, имею высокую урожайность, стойки к воздействию климатических изменений и вирусов. Противники приводят такие контраргументы, как риски возникновения аллергических реакций, формирования стойкости организма к антибиотикам, бесконтрольное распространение трансгенов в природе, которое несет угрозу биоразнообразию планеты и просто жесткую экономическую зависимость фермерства от транснациональных корпораций.
Среди специалистов ходят сведения о проведенных исследованиях Российской Академией Наук, которые подтвердили негативное влияние трансгенов на репродуктивную функцию организма. Результаты исследований РАН вроде бы засекречены. Более открыты исследования британцев, которые подтверждают изменения репродуктивной функции. Но если это остается более-менее под вопросом, то аллергические реакции организма человека на некоторые трансгенные продукты подтверждены не однократно. Также на данный момент директивой Европейского Союза официально запрещены три вида ГМ-организмов, стойкие к антибиотикам.
«Трансгены окончательно не изучены,- говорит украинский генетик, кандидат биологических наук Григорий Петюх, - В этом вопросе нужны длительные исследования, чтобы мы могли сказать – вреден тот или иной трансгенный организм, или он не приносит вреда организму».
Однако, если о пользе-вреде ГМО для человеческого организма ученые пока не сошлись во мнениях, справедливо однако отмечая, что подход должен быть основан на принципах предостережения, то риски для биоразнообразия планеты, возникающие при возможности выхода трансгенов в окружающую среду, достаточно определены. Другой аспект опасности – экономический. Не секрет, что транснациональные корпорации изначально патентуют ГМ-растения. Поэтому, если у фермера на полях обнаружены случайно привнесенные трансгенные растения – производитель сельхозпродукции обязан за них корпорации платить. Тому пример выигранный компанией «Монсанто» в 2002 году иск к 500 фермерам. Сумма компенсации составила около 10 миллионов долларов. Учитывая существующий в Украине хаос в вопросе ГМО – наши поля представляют собой сплошной Клондайк.
Попытки наведения порядка в законодательстве относительно биобезопасности и обращения с ГМО в Украине стали проводиться с 2001 года. Попыткам бесконтрольного распространения в стране трансгенов тогда активно противостояла представленная в Верховной Раде Партия Зеленых Украины. В 2002 году, уже без представительства «зеленых» в высшем законодательном органе страны, был внесен на голосование и принят в первом чтении соответствующий закон. Откровенно говоря, законопроект был слабым и не соответствовал положениям международного законодательства, в частности Картахенского протокола о биобезопасности. Второе чтение законопроекта отложилось на… пять лет. За это время усилиями специалистов законопроект был все-таки приведен в более-менее надлежащий вид.
31 мая этого года Верховная Рада успешно приняла 11 законов, необходимых для вступления Украины в ВТО, в том числе и Закон «Про государственную систему биобезопасности при создании, испытании, транспортировании и использования генетически модифицированных организмов». Однако, закон, проскользнувший в «пакете», оказался совсем не тем вариантом, который ждал своей очереди 5 лет. Новый законопроект исходил из Министерства охраны здравоохранения, и был подан на рассмотрение парламента буквально за несколько дней до голосования. В новом варианте не просто отсутствовало положение об обязательной маркировке продуктов, содержащих ГМО. По словам того же Григория Петюха, который достаточно активно работал как эксперт над первоначальным вариантом законопроекта, этот закон не соответствует минимальным международным нормам и уже действующему законодательству в Украине.
«Закон не предусматривает ограничений на использование генетически модифицированных организмов (ГМО) при производстве продовольственных продуктов, а также связанных с этим рисков для здоровья граждан и окружающей среды. Нет ни системы оценки рисков, ни системы управления рисками. Можно прямо назвать этот закон «антинародным», - говорит Г.Петюх, - интересно то, что предыдущим вариантом закона активно интересовалась Социалистическая партия Украины. Было подано много поправок к закону. Работал коллектив ученых. И вдруг СПУ спокойно голосует за законопроект, который предполагает установление в Украине генетически модифицированного хаоса., без обсуждения, без консультаций, вот так просто – пакетно».
Вступление в ВТО, конечно, для Украины вопрос серьезный. Тем не менее, к примеру, Страны Евросоюза на своей территории очень осторожны. Снимать указание составляющих продукции они не спешат, хотя и имеют на протяжении нескольких лет долгие правовые споры с ВТО о свободной конкуренции. Что касается Украины , то мы, с нашим аграрным потенциалом, кажемся серьезным конкурентом на европейских рынках..
Что бы там не говорили о беспомощности наших аграриев.
До сих пор не разрешен вопрос о мерах предосторожности при возможном выходе трансгенов в окружающую среду, а также о экономической защите отечественного производителя. Необходимо принять также положение про деятельность лабораторий, которые будут производить анализы на содержание ГМ-компонентов. Да и имеющихся у нас лабораторий, получивших государственную аккредитацию на подобную деятельность – всего четыре. Это лаборатория "Укрметртестстандарта", лаборатория в Аграрном университете, лаборатория в Институте экотоксикологии и центр биобезопасности в Национальном авиационном университете. Без работы на сегодня специалисты не останутся. Хотя все эксперты утверждают, что сеть лабораторий должна быть расширена.
В общем, есть еще, за что повоевать и над чем поработать.