В «Нашей Украине» никто серьезно не размышляет над политехнической эффективностью списков. Скорее всего, этот список отражает некую иерархию лояльности к президенту и к главе президентского секретариата Виктору Балоге. Ну, а уже Балога несет ответственность за политический успех или неуспех «Нашей Украины».
Поэтому говорить о том, что этот список должен как-то повлиять на восприимчивого избирателя трудно и те, кто из оранжевого электората способен как-то воспринимать, они скорее сориентируются на энергичную и харизматичную Тимошенко, чтобы она не говорила, чем на яркие имена молодых политиков, которые составили главную силу в «Нашей Украине». Я не вижу тут абсолютно никаких серьезных перспектив.
Сейчас «Наша Украина» находится в таком глубочайшем внутреннем политическом кризисе, что говорить о том, что она успешно может решать какие-то задачи либо для Секретариата президента, либо для страны не приходится. Ее задача сейчас минимальная – получить хотя бы те проценты, которые она имела на прошлых выборах.
И все. Потому что за этой бравадой чувствуется, конечно, глубочайшая растерянность. Выборы очень быстрые и электораты не успеют сориентироваться. Я думаю, что «Наша Украина» будет в парламенте. Но дальше начнутся выяснения: с кем ей работать, как работать и кого она привела в парламент.
Какие именно задания имеются ввиду? Во-первых, скрытая идея – это, прежде всего, победить БЮТ, чтобы иметь возможность для политического маневра.
Вторая важная задача – это стать основой будущей президентской партии. Пока у «Нашей Украины» это не получается. Одно дело набрать обещающих все дисциплинированных мальчиков и девочек, а другое дело стать политической опорой президента. Это совершенно разные задачи. Одно дело видеть реальных комсомольцев с девизами «Всегда готов!» и «Президент, дай порулить!» и другое дело быть мощной политической поддержкой главе государства.
Наконец, проблема будущей коалиции. Ясно, что коалиция с Тимошенко не получается, потому что Тимошенко сильнее, энергичнее и так как она ведет переговоры не под силу никому из «младотурков», которых сейчас очень много в «Нашей Украине», - молодых политиков, считающих, что они могут решать любые задачи. С другой стороны надо будет что-то делать с союзом с Партией регионов. Все эти темы абсолютно непосильны для сегодняшней структуры «Нашей Украины».
Сегодня можно услышать о том, что НУ-НС многое потеряла в связи с фасадным уходом из списка политических тяжеловесов. Показной отказ некоторым политикам войти в список ничего не меняет для «Нашей Украины». «Люби друзи» являются идеологическим продуктом блестящего нападения БЮТ. Такие же «люби друзи» есть и у них, и в Партии регионов. Всегда и везде есть узкое окружение возле политического лидера. Проблема не в этом, а том что «Наша Украина» не может найти себя в электорате в общем.
Приход «новых» или уход «старых» отнюдь не усиливает «Нашу Украину», не снимает с нее не одну из проблем, которые созрели и накопились в этой организации с 2002 года. Если бы она была на подъеме, то все эти политические конфликты были бы уделом размышления политологов. А так как «Наша Украина» на спаде (из 25 % перейти к 15 %), она повторяет судьбу КПУ.
Ни «Наша Украина», ни БЮТ не выполнят своей цели – стать монополистом оранжевого электората в ближайшее десять лет. Ни та, ни другая организация этого не достигла, а значит, в партийной среде каждого из блоков будут усиливаться конфликты.
Мы знаем разные «Наши Украины»: успешную, блестящую «Нашу Украину» 2002 года, просто великолепное поведение в 2004 году и, наконец, «Наша Украина» 2006-2007 годов. Это совершенно разные организации, которые трудно свести в единое целое. Поэтому не известно, в какую сторону она пойдет. Пока же четко видно только больную политическую организацию.