Этот вопрос интересует тех, кто наблюдает ситуацию вокруг государственной акционерной холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод» (ГАКХ «ЧСЗ»). Является ли законным исполнение решения местного суда города Херсона, которым Александр Сагайдаков восстановлен в должности председателя правления ГАХК «ЧСЗ»? Или все-таки был произведен рейдерский захват, очередного украинского предприятия? И главный вопрос, вернут ли завод в государственную собственность? Слушая ту или другую сторону, можно изрядно запутаться в столь деликатном деле.
Но, абстрагируясь от всех заинтересованных лиц, попробуем разобраться в истинном положении вещей.
Начнем с последнего вопроса. 26 июля сего года решением Хозяйственного суда Киева, расторгнут договор купли-продажи 90,25% акций ГАХК «ЧСЗ». Российские «инвесторы» братья Игорь и Олег Чуркины (которые являются владельцами «ЧСЗ»), естественно подадут апелляцию на это решение, чтобы отстоять завод. В случае, если и апелляционная инстанция оставит решение Хозяйственного суда в силе, то начнется процедура возврата завода в госсобственность. Это кошмарный сон для Чуркиных, который становится явью. Уже 3 августа, аккурат через неделю после решения Хозяйственного суда Киева, государственной исполнительной службой проведено исполнение решения местного суда города Херсона, которым Александр Сагайдаков восстановлен в должности председателя правления ГАХК «ЧСЗ». Все формальности соблюдены. Произведено внесение в государственный реестр данных, о том, что председателем правления Холдинга теперь Александр Сагайдаков.
Утром 6 августа, трудовому коллективу ГАХК «ЧСЗ» Николаевский городской голова Владимир Чайка представил нового старого председателя правления холдинга Александра Сагайдакова. Напомним, что в 2003 году именно Александр Михайлович, будучи председателем правления «Николаевской малотоннажной верфи», победившей в сомнительном, явно заказном конкурсе по продаже ЧСЗ, подписывал с ФГИУ договор купли-продажи акций Холдинга. В благодарность, в июле 2004 года Сагайдаков был назначен Чуркиными на должность председателя правления ГАХК «ЧСЗ». Кроме него на представлении Сагайдакова в новой старой должности присутствовали заместитель исполняющего обязанности главы облгосадминистрации Владимир Луста и адвокат Сагайдакова Владимир Тимошин. А вот председателя Комитета спасения «ЧСЗ» Игоря Овдиенко не было.
Шоу о назначении было подготовлено на славу. Владимир Чайка назвал возвращение Сагайдакова «второй победой города» и зачитал решение Суворовского райсуда г. Херсона от 1 августа нынешнего года о восстановлении в должности председателя правления ГАХК «ЧСЗ» Александра Сагайдакова. Кроме этого, мэр продемонстрировал журналистам, присутствовавшим на представлении нового председателя правления холдинга, и работникам завода постановление об открытии исполнительного производства Заводским отделом Государственной исполнительной службы Николаевского горуправления юстиции, а также выписку из Государственного реестра о том, что сегодня ГАХК «ЧСЗ» возглавляет А.М.Сагайдаков.
Отвечая на многочисленные вопросы от заводчан, Сагайдаков делал ударение на том, что принудило его покинуть пост председателя правления в прошлом. Ответ прост и «прошиб слезу». Мол, не хотел воровать и все такое. Но поговорить предметнее с Сагайдаковым у прессы возможности не было. Адвокат Владимир Тимошин, вкратце «пробежался» по различным судебным решениям. Непосвященным могло показаться, что ко всем судебным решениям имеет отношение Сагайдаков и его адвокат. Рассказ о них, начинался со слов В.Тимошина «с 4 октября 2004 года, после увольнения А.Сагайдакова, мы вместе занимались возвращением всего обратно».
Почему иск о восстановлении Сагайдакова в должности был подан в Суворовский райсуд Херсона? По его словам вышло следующее, что они пытались восстановить Сагайдакова в должности сразу после увольнения, но в 2005 году на него было совершено нападение, и он получил телесные повреждения средней степени тяжести. На протяжении полугода расследовалось это преступление, лица осуждены, а дело в отношении заказчиков, которые очень близко стоят к инвесторам, выделено в отдельное производство. Был подан иск в Заводский райсуд Николаева. О том, что бы восстановить Александра Михайловича в должности председателя правления «Николаевской малотоннажной верфи». 2 июля Сагайдаков восстановлен в должности председателя правления «НМВ». После этого в его адрес опять поступили угрозы, в связи с чем сейчас по постановлению следователя его охраняют правоохранительные органы. И в настоящее время Сагайдаков вместе с семьей временно проживает в Херсоне.
Понаблюдав за разворачивающимися внутри завода событиями, связанными с возвращением Сагайдакова в лоно, не очень испытываешь того оптимизма, который выражал городской голова Владимир Чайка. Мягко говоря, странновато выглядит «привязка» Сагайдакова к Херсону — там одна из вотчин Вадима Новинского. И хотя формально адвокат Сагайдакова ответил на этот вопрос о «странности» вынесения решения о восстановлении в должности Сагайдакова именно Суворовским райсудом Херсона, это только укрепляет подозрения.
Есть и другие «странности». Сагайдаков, запретив пропускать на территорию завода тех, кто плотно работал с Чуркиными, вернул многих — Жука, Хитринского, Джемлиханова. Они тоже, как и сам Сагайдаков, успели поработать с братьями на «ЧСЗ». И одна из причин, по которым на представление Сагайдакова не пришел председатель Комитета спасения «ЧСЗ» Игорь Овдиенко (о котором упоминалось ранее), заключается в том, что, Сагайдаков — это человек Чуркиных, поэтому Комитет спасения «ЧСЗ» не желает в этом участвовать. По мнению И. Овдиенко, «все это похоже на авантюру».
Вот тут начинается самое интересное. Действительно ли, так страшен Сагайдаков для Чуркиных, как его хотят предоставить?
К возвращению Сагайдакова на завод, Чуркины, понимавшие, что суды они проиграют, начали готовиться загодя. Так, уже 2 июля 2007 года, решением Заводского районного суда Сагайдаков А.М. восстановлен в должности председателя правления ОАО «Судмашпром» - это новое название «Николаевской малотоннажной верфи» и уже, будучи председателем правления, принимал участие в слушании дела в Хозяйственном суде Киева, по которому принято решение о расторжении договора купли – продажи акций.
Возвращение Сагайдакова выгодно Чуркиным по двум причинам. Во-первых, якобы произошедший захват предприятия восстановленным в должности руководителем позволяет им обнулить свои обязательства перед государством, сославшись на то, что они не контролируют завод. Во-вторых, это поможет им замыть следы кражи госсобственности. Кто это сделает лучше Сагайдакова, изначально работавшего с Чуркиными? Сами же они, в случае чего, вновь смогут сослаться на то, что не могут отвечать за то, что якобы делали «захватчики».
Кстати, Т. Козмай обмолвилась на пресс-конференции о своей поездке в Киев, накануне своего свидания с прессой. Источники сообщают, что поездка была никак не связана с ситуацией на ЧСЗ. Просто в результате многочисленных нарушений обязанностей регистратора (в пользу Чуркиных) у Т. Козмай возникли проблемы с лицензией и сейчас она вынуждена решать вопрос о её продлении.
Ход конем, применённый Чуркиными, свидетельствует о том, что они уже не надеются удержать контроль над заводом. Их усилия направлены на то, чтобы скрыть следы преступлений и избежать уголовной ответственности. А фактов для дела у правоохранительных органов будет больше чем достаточно. И не надо будет глубоко копать.
По материалам издания Олигарх.net