Не везет Украине на «государственных деятелей» с фамилией Ивченко. Алексей Ивченко на посту руководителя «Нафтогаз-Украина» навеки прославился разбазариванием бюджетных денег на покупку «мерседесов» и аренду «снегурочек». А Виктор Ивченко, известный как «муж Верьванны Ульянченко» и глава Государственного агентства по инвестициям и инновациям (ГАИИ), уже застолбил место в истории как рейдер.
Ранее газета «ВВС» (№ 30/11 от 26 июля 2007 г.) уже писала о том, как понимают инвестиционную и инновационную деятельность господа Ивченко и Згуровский (ректор Киевского политеха). Под видом создания научного парка «Киевская политехника» вышеупомянутые «новаторы» затеяли крупномасштабную аферу с целью отмывки нелегальных капиталов и банального разворовывания бюджетных средств, выделяемых «на науку».
За полтора года 116 «инноваторов» внедрили… два громких скандала
К концу 2005 года стало окончательно ясно, что реализация предвыборных обещаний «оранжевой» команды о привлечении в экономику Украины миллиардов долларов иностранных инвестиций закончились на продаже «Криворожстали». Пытаясь, если не спасти ситуацию, то хотя бы создать видимость работы с инвесторами на государственном уровне, Президент 30 декабря 2005 года своим указом создает Государственное агентство по инвестициям и инновациям как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом.
С тех пор прошло полтора года – неплохо было бы и подвести некоторые итоги деятельности госструктуры, возглавляемой господином Ивченко.
Заметим, между делом, что жаловаться на недостаток сил и средств Агентству не приходилось – в штат одного лишь центрального аппарата ГАИИ входит 116 человек, Виктору Ивченко положено иметь 4 заместителей (фактически – пятерых), 5 легковых автомобилей за счет государства, а на одни лишь госзакупки на нужды Агентства из средств бюджета только в 2007 году выделено 3 миллиона 852,99 тысячи грн. (К прелюбопытнейшим подробностям расходования этих средств мы еще обязательно вернемся!)
По большому счету упоминания о ГАИИ в прессе сводятся к двум ключевым моментам: скандалу с захватом здания Гостиного двора на Контрактовой площади и созданием научного парка «Киевская политехника». К отечественным СМИ можно относиться по-разному, но раз уж за полтора года никаких более достойных поводов для упоминания о ведомстве Ивченко отмечено не было, придется признать, что, скорее всего, не было и самих достижений. (Мы еще вернемся и к вопросу о том, как преподносит плоды своей работы сам Ивченко – это тоже тема отдельного разговора.)
О «научном парке» мы уже писали в первой статье, посвященной расследованию «инноваций по-украински». Если кратко – под видом создания «украинской Силиконовой долины» у государства, потенциальных арендаторов и инвесторов было из-под носа уведено 200 гектаров земли в Винницкой области. Стоимость сотки в этой местности – около $3 тысяч, а вся «научная» деятельность пока что сводится к постройке коттеджного городка «для ученых». Любопытно, что земельная афера вызвала острую критику со стороны представителей противоположных политических сил, что в Украине случается крайне редко.
Вот, что говорит лидер Винницкой областной организации БЮТ Георгий Филипчук: «Я обеими руками за синтез науки и экономики в технопарках. Но резкое недовольство вызывают методы его создания. Когда речь идет о выделении около 200 гектаров земли, а депутаты областного совета об этом ни слухом, ни духом... Кто-то уже все решил за нас?»
Солидарен с политическим оппонентом представитель Партии регионов Сергей Ханук: «Технопарк – это Нью-Васюки… Сначала пустили туда троллейбусную линию, потом забрали у бохоницких сельчан землю, затем последовал скандал вокруг земли села Агрономичное».
Хочу офис на Контрактовой. Ивченко
На скандале с захватом г-ном Ивченко Гостиного двора остановимся подробней.
Гостиный двор – это огромное двухэтажное здание (общая площадь – 10 тысяч квадратных метров) в центре Контрактовой площади (г. Киев), построенное в 1809 году. Во время Великой Отечественной двор был почти полностью разрушен пожаром и пришел в упадок. Долгое время им никто не пользовался. В 1982 году двор передали Управлению реставрации под обещание восстановить здание за собственный счет. Реставраторы справились с этой задачей в 1990 году. Во время реконструкции был достроен второй этаж, и здание приобрело свой нынешний вид. В 1994 году «Укрреставрация» заключила с Фондом госимущества договор аренды здания сроком на 25 лет.
Несколько слов и о нынешних – пока еще – арендаторах. «Укрреставрация» – единственная организация в Украине, занимающаяся восстановлением памятников архитектуры. За годы существования ею были восстановлены более 1500 памятников, среди которых всемирно известные София Киевская, Андреевская церковь и Киево-Печерская Лавра. В помещении Гостиного двора, помимо самой «Укрреставрации», размещена Государственная научная библиотека им. Заболотного, в которой хранится наибольшее в стране собрание книг по строительству и архитектуре. Библиотека создана еще в 1944 году, и недавно отметила 60-летний юбилей. Также в Гостином дворе нашел себе приют знаменитый «Театр на Подоле».
То есть, в отличие от Госинвестиций, польза от нынешних арендаторов Гостиного двора очевидна. Однако Виктор Ивченко считает иначе.
13 апреля 2007 года Ивченко все-таки выбил у Кабинета Министров распоряжение, предписывающее «Укрреставрации» освободить здание на Контрактовой площади для ГАИИ. Поговаривают, что данное постановление увидело свет не без помощи одного из вице-премьеров, неравнодушного к Ивченко. (Причина теплых чувств на поверхности: через структуру г-на Ивченко «тщательно отобранным» компаниям на финансирование «инновационных проектов» предполагается направить 100 миллионов грн. А всего Агентство пытается «застолбить» 900 миллионов на «удешевление кредитов для предприятий, реализующих инновационные проекты». Грубо говоря, государство рассчитается по коммерческим кредитам бизнес-структур, приближенных к власти.)
При этом, выбросив реставраторов и нескольких коммерческих арендаторов на улицу, правительство проявило удивительное равнодушие к их судьбе: никакого другого помещения для «Укрреставрации», профильного НИИ, театра и библиотеки предложено не было.
Начальник регионального отделения Фонда госимущества по г. Киеву Владислав Збуржинский сказал как отрезал: «Правительство имеет право принимать такие решения для размещения высших исполнительных органов власти. Или президент «Укрреставрации» Николай Орленко согласится с постановлением Кабинета Министров, или дело дойдет до суда, или Премьер-министр отменит решение».
Прошло четыре месяца. Премьер-министр решения не отменил, и реставраторам пришлось-таки иметь дело с судом. В настоящий момент «Укрреставрация» уже выиграла дело в судах первой и второй инстанций, но ГАИИ и г-н Ивченко не устают бороться за помещение на Контрактовой, 4. В настоящий момент арендаторы ждут уже третьего судебного разбирательства, а... «представители Госинвестиций приходят и требуют выселения», – сообщила журналистам одна из сотрудниц библиотеки им. Заболотного, пожелавшая остаться неназванной.
Реставраторы в мае обратились с открытым письмом даже к Президенту Украины – казалось бы, кто как не Виктор Ющенко, горячий сторонник возрождения памятников старины, мог бы им помочь? Но, по всей видимости, не зря Виктор Ивченко в графе «Семейное положение» своей автобиографии «скромно» указывал: «муж Веры Ульянченко»… Наверное, не желая обидеть свою давнюю соратницу, глава государства не рискнул «дать по рукам» зарвавшимся рейдерам из Госинвестиций. «Соломоново решение» Ющенко сводится к письму Премьер-министру, в котором Президент предлагает… проработать вопрос о возможности сосуществования «Укрреставрации» и Госинвестиций или подыскать какой-нибудь приемлемый для всех сторон вариант. Проще говоря, Ивченко все равно въедет в Гостиный двор, а вот реставраторам придется или «подвинуться», или переехать.
Вспомним теперь о том, что утвержденная предельная численность штата ГАИИ – 116 человек. То есть на каждого «борца за приток иностранных капиталов» придется почти по… 100 квадратных метров в Гостином дворе. В гольф они, что ли, играть собираются? – может спросить читатель. Да нет, по общему мнению риелторов, квадратный метр офисной недвижимости на Подоле может стоить до $50 в месяц. Вот и считайте: 100 с «хвостиком» сотрудников Госинвестиций вряд ли займут многим более 1000 кв. м. – а значит, субарендаторы способны принести «рачительному хозяину» до полумиллиона долларов в месяц. Не удивительно, что перед такой суммой проблемы украинской культуры отступают на второй план.
Кадры решают все
Однако аппетиты Виктора Ивченко не ограничиваются банальным рейдерством в центре столицы. «Главный по инвестициям» активно борется за право расставлять кадры в государственных учреждениях, связанных с профилем деятельности ГАИИ.
Так газета «КоммерсантЪ» в № 134 от 9 августа сообщила следующее. «Кабинет министров утвердил изменения в устав Украинской государственной инновационной компании (УГИК), переименовав ее и предоставив право Госагентству инвестиций и инноваций, которому подчиняется компания, решать вопросы кадровых перестановок в организации без учета мнения правительства. Теперь в УГИК опасаются смены руководства».
Кроме того, УГИК, сменившая согласно вышеуказанному постановлению название на ГИФКУ (Государственное инновационно-финансовое кредитное учреждение), утратила функцию по предоставлению лизинговых услуг, за компанией останется лишь организация конкурсного отбора. В компании считают, что такими широкими полномочиями ГАИИ обязательно воспользуется, чтобы сменить руководство ГИФКУ.
Стоит отметить, что подобные кадровые перестановки произошли и в Украинском центре содействия иностранному инвестированию, которое также находится в сфере управления ГАИИ – Игорь Заглада, возглавлявший центр (сейчас первый заместитель директора), уже сменен на Игоря Николайко, ранее работавшего в ГАИИ.
Что стоит за всеми этими, на первый взгляд незаметными кадровыми и организационными изменениями? Проще говоря, Виктор Ивченко стремится к полной монополизации собственного влияния на все инновационные проекты в Украине, замыкании инвестиционных потоках на себе любимом.
Директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин в комментарии газете «КоммерсантЪ» полностью подтверждает наше предположение: «Все эти решения подтверждают, что ГАИИ занимается лишь расстановкой своих людей, вместо того чтобы создавать четкие правила игры в инвестиционно-инновационной сфере».
По материалам
УРА-Информ