О ЧЕМ ГОВОРЯТ

2007.08.23

Арсений Яценюк: «Российская Федерация - наш партнер, наш товарищ и друг»

«Если спросить у рядового украинца, который настроен негативно на НАТО, поддерживаете ли вы вступление в НАТО, он скажет, что нет, я не поддерживаю вступление в НАТО. А если спросить, поддерживаете ли вы вступление в альянс, то он скажет, что да, поддерживаю»

Почти за месяц до парламентских выборов в украино-российских отношениях начался новый кризис. Аппарат премьер-министра заявил о препятствовании визита Виктора Януковича в Москву со стороны посольства Украины в РФ, после чего министр иностранных дел Украины Асрений Яценюк сообщил о фактическом срыве переговоров о поставках российского газа, предпринятом Кабинетом министров.

Поэтому RUpor предлагает своим читателям узнать об истинном положении дел в отношениях Украины с Россией непосредственно от самого министра. Кроме того, в приводимом тексте интервью одной из зарубежных радиостанций Яценюк осветил вопросы переговоров по выводу Черноморского флота из Крыма и перспективе членства в НАТО.

Вы были, мягко говоря, не в восторге от газовых соглашений января 2006 года. Как Вы рассматриваете эти соглашения в настоящий момент, на должности главы внешнеполитического ведомства? С Михайловской площади “Росукренерго” выглядит все так же демонически или нет? 

Моя позиция остается неизменной. Я, как государственный чиновник, в дальнейшем буду пытаться привести ситуацию именно в правовое русло.

Правовое русло заключается в следующем. Между Украиной и Россией есть межгосударственное соглашение, которое регулирует энергетические правоотношения. У нас уровень отношений межгосударственен, а не межкорпоративен, то есть не между субъектами: НАКом, “Газпромом”, там “Росукрэнерго”. Для меня эти субъекты сегодня абсолютно ничего не стоят.

Да, в силу разных обстоятельств, политических, экономических, они нашли щелку и залезли в энергетический сектор Украины. Однако позиция относительно действия международно-правовых соглашений и необходимости урегулирования двусторонних отношений существует исключительно на уровне межгосударственных субъектов и тех корпораций, которые уполномочат Украина и Россия, а это объективно ОАО “Газпром” и НАК “Нефтегаз Украины”, остается неизменной.

Я как министр послал соответствующую информацию президенту Украины и премьер-министру Украины относительно фактического срыва переговорного процесса. Ведь по межгосударственному соглашению у нас уже должен быть готов и подписан протокол о поставках газа на 2008 год, чего сделано не было потому, что ни директив нет, ни состава правительственной делегации. Возможно, кто-то какие-то переговоры проводит, но тогда такие переговоры имеют неофициальный характер.

Нередко приходится слышать, что Западу Украина с ее кризисом настолько поднадоела, что там просто временами предпочитают ее не вспоминать. Насколько это правдиво? 

Начну с того, что мои первые дни как министра иностранных дел были связаны не с церемониальными визитами, а с немедленным полетом в Европу и объяснением, что в Украине ничего страшного не происходит, потому что именно тогда президент Украины подписал указ о роспуске парламента и досрочных выборах.

Я никогда ни разу не сказал в Европе слово “политический кризис” и нашел очень хорошую дефиницию.

Но это не значит, что его нет, господин Яценюк. 

Я попробую Вас убедить, что его действительно нет. Я нашел такое хорошее определение. Как по мне, это “политическая турбулентность”.

Возможно, есть страны, которые имеют политическую стабильность. Они расположены немножечко севернее от нас. Там все легко абсолютно спрогнозировать, и там есть тот элемент, который, достоверно, может называться “более или менее стабильным”.  

Но там, где страна развивается, там, где в стране есть демократические процессы, то это нормальное явление, когда политические силы не могут найти определенного консенсуса, когда политические силы борются за место под солнцем, когда политические силы борются за электорат, когда они доказывают собственную позицию той или другой части населения. И досрочные выборы – это абсолютно широко приемлемая форма народного волеизъявления.

Фактически около 10 европейских стран за последние семь лет имели досрочные выборы. В Канаде досрочные выборы каждых два года. При этом эта страна является одной из наиболее успешных в мире и принадлежит к клубу G8.  

Во время недавнего телемосту между Киевом и Вашингтоном посол США в Украине Тейлор сказал, что Украине нужно задуматься над тем, которой будет ее роль на саммите НАТО в Бухаресте  в апреле 2008 года. Вы можете ответить на вопрос о том, которой будет роль Украины? 

Роль Украины в евроатлантической интеграции остается неизменной. На сегодняшний день есть действующий пакет внутреннего национального законодательства, который предусматривает членство в альянсе.  

Другие вопросы, с какими меседжами мы выйдем к саммиту в Бухаресте, то это уже будет зависеть от той политической конструкции, которую мы получим после 30 сентября текущего года.

Возможно ли для Украины вступление в ЕС без вступления в НАТО? 

Теоретически, да. Теоретически – это два разных процесса.  

Но в Украине не существует такого сопротивления вступления в ЕС, которое существует вступлению в альянс.

В альянс сопротивление только по одной причине. Кстати, это я всегда рассказываю. Если спросить у рядового украинца, который настроен негативно на НАТО, поддерживаете ли вы вступление в НАТО, он скажет, что нет, я не поддерживаю вступление в НАТО. А если спросить, поддерживаете ли вы вступление в альянс, то он скажет, что да, поддерживаю.  

И здесь ответ лежит на поверхности. Абсолютно низкий уровень осведомленности украинцев о том, что такое НАТО, и о том, что такое евроатлантическая интеграция. Потому давайте проведем кампанию, которая бы дала объективную информацию для каждого отдельно взятого украинца, что такое альянс.

Никто не должен втягивать Украину за уши в любую сверхструктуру, в том числе и в альянс. Но при этом нужно дать возможность каждому украинцу самостоятельно определиться настолько, насколько ему позволяет этот его менталитет, эрудиция, или это правильная организация, или это неправильная организация.   

Как будет разрешать Украина проблему 2017 года, если россияне будут держать в Крыму флот без юридических оснований? Есть ли план? В чем он заключается?

Украина придерживается всех своих международных обязательств. Нашим соглашением предусмотрено пребывание Черноморского флота до 2017 года. Потому я преднамеренный убрал все политические спекуляции, которые касались, во-первых, досрочного выведения Черноморского флота, во-вторых, пересмотру платы за пребывание Черноморского флота. Это не предусмотрено соглашением.  

Мы — европейское государство, мы должны отвечать по своим обязательствам.

Однако соглашением и не предусмотрено пребывание Черноморского флота после 2017 года. И мы убеждены в том, что наш партнер, наш товарищ и друг РФ будет также придерживать взятых на себя обязательств.  

Существует ли план, на случай, если наш друг и партнер не выведет флот?  

Мы даже не рассматриваем эту ситуацию, потому что каждый должен выполнять взятые на себя обязательства.

По материалам Радио Свобода

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ