Общеизвестно, что украинской социологии верить нельзя. Тем не менее, если внимательно следить за соцопросами, то, зная, кому симпатизирует та или иная социологическая служба, определенные выводы о составе будущего парламента можно сделать задолго до выборов. Кроме ПР, БЮТ, «НУ-НС» и КПУ, шансы блока Владимира Литвина быть в парламенте шестого созыва достаточно высоки. В то же время, Наталья Витренко однозначно рассматривается Секретариатом президента как «намордник» для Владимира Литвина, сдерживающий его от резких движений в сторону Партии регионов.
Если иметь «закрытую информацию» о социологических исследованиях, проводимых политическими силами «для внутреннего пользования», то спрогнозировать расстановку сил после выборов можно если не с абсолютной точностью, то, по крайней мере, с максимальным приближением к истине. Разумеется, «закрытая информация» для того и является закрытой, чтобы держать ее подальше от журналистского ока. Однако сами политики в кулуарных беседах способны обмолвиться о перспективах собственной политической силы. Спроецировав эти обмолвки на данные соцопросов, можно составить более-менее точное представление о том, чего стоит ожидать стране после 30 сентября. Что, собственно, мы и попытались сделать.
Партия регионов
В том, что ПР займет первое место на выборах, не сомневаются даже самые яростные ее противники. Другой вопрос, насколько весомой окажется эта победа. Социологические службы дают Партии регионов от 26% до 34% голосов избирателей. Спикеры партии с трибун и перед объективами телекамер делают еще более оптимистичные заявления. В частности, на съезде ПР 4 августа была озвучена задача партии на досрочные выборы: получить в единоличное распоряжение 226 депутатских мандатов. По оценкам специалистов, политической силе, намеренной добиться такого результата, необходимо набрать 39% голосов.
Впрочем, за кулисами публичной политики «регионалы» проявляют гораздо меньший оптимизм. Некоторые из них вообще опасаются, что партия наберет 25% голосов избирателей. Впрочем, это наиболее пессимистическая точка зрения, и принимать ее как рабочую гипотезу было бы опрометчиво. На наш взгляд, реалистический сценарий для Партии регионов сулит ей около 29% голосов.
БЮТ
Результаты социологических опросов пророчат Блоку Юлии Тимошенко от 16% до 24% голосов. Сама лидер блока публично задекларировала для своей политической силы ту же задачу, что и Партия регионов – 226 мандатов или 39%. Впрочем, в реальность такого результата не верят даже наибольшие оптимисты из БЮТ. Наиболее реальным результатом они считают повторение прошлогодних 22%. Остановимся на этой цифре и мы.
«Наша Украина – Народная самооборона»
Разброс в мнениях социологов по поводу этой политической силы впечатляет: разные социологические службы дают ей от 14% до 22%. Очевидно, что последняя цифра сильно завышена – вероятно, в угоду Виктору Ющенко и его «серому кардиналу» Виктору Балоге. Сами «нашеоборонцы» надеются набрать 18-20% голосов избирателей, однако в кулуарных беседах «соглашаются» на 16%. Учитывая то, как «НУ-НС» ведет избирательную кампанию, можно принять эту цифру в качестве рабочей гипотезы.
Аутсайдеры с шансами
С абсолютной уверенностью можно сказать, что по результатам выборов в парламент попадут коммунисты. Обещания набрать 12% голосов, то и дело озвучиваемые верными ленинцами, разумеется, всерьез воспринимать не стоит. Социологи дают им от 4% до 6% голосов, что обусловлено не какими-то политическими пристрастиями той или иной социологической службы, а, скорее, погрешностью выборки. Следовательно, применительно к КПУ логичным будет отталкиваться от среднего показателя в 5%.
Несколько иначе обстоят дела с Блоком Литвина и ПСПУ Натальи Витренко. Первому пророчат от 2,6% до 5%, второй – от 0,8% до 3,5%. Впрочем, нижняя и верхняя планки Витренко явно являются следствием политических заказов. В реальности шансы Витренко на прохождение в Раду колеблются в пределах социологической погрешности – ее реальный результат ожидается на уровне 2,9-3,1%. Что касается Владимира Литвина, то его шансы быть в парламенте шестого созыва достаточно высоки. На наш взгляд, блок Литвина своего шанса не упустит – он пройдет в парламент с результатом, близким к 4% голосов. Впрочем, полностью отбрасывать вариант, при котором экс-спикер в парламент не попадет, все же не стоит.
А теперь подсчитаем. Сразу оговоримся, что, говоря о процентах, которые, на наш взгляд, наберут упомянутые политические силы, мы исходили из предпосылки, что подсчет голосов буде вестись честно. Разумеется, мы далеки от мысли, что предстоящие выборы будут полностью избавлены от политического шулерства, однако надеемся, что отдельные махинации одной политической силы будут компенсированы точно такими же мелкими махинациями других. Итак, исходя из всего вышеизложенного, возможны три варианта конфигурации будущего парламента.
Конфигурация первая: пасьянс на четверых
Здесь все просто: если в Верховную Раду попадают Партия регионов, БЮТ, «Наша Украина – Народная самооборона» и КПУ, страна получит биполярную Верховную Раду, водораздел в которой пройдет по принципу «оранжевые-голубые». Партия регионов при этом получит 181 депутатский мандат, БЮТ – 138, «НУ-НС» – 100, КПУ – 31. Получив шаткое большинство, сегодняшние союзники по оппозиции сформируют правительство, которое по договоренности между двумя политическими силами возглавит Юлия Тимошенко – как представитель блока, добившегося более высокого результата. Вариант абсолютно неприемлемый для Виктора Ющенко и посему маловероятный. Ввиду этого следует ожидать, что Банковая будет всячески способствовать прохождению в парламент Блока Владимира Литвина – с тем, чтобы коалицию формировали не две, а три политические силы. Что позволит изменить условия договора между «НУ-НС» и Блоком Тимошенко, сославшись на то, что необходимо учесть требования третьей стороны. Одним из условий наверняка станет избрание премьер-министром кого угодно, только не Юлию Владимировну.
Соответственно, более реальной выглядит конфигурация вторая: пасьянс на пятерых.
При таком варианте новоизбранного парламента численный состав фракций будет выглядеть следующим образом:
Партия регионов – 172 депутата
БЮТ – 130 депутатов
«НУ-НС» - 94 депутата
КПУ – 30 депутатов
Блок Литвина – 24 депутата
Произведя элементарный арифметический подсчет, легко убедиться, что при таком раскладе никто из сегодняшних оппонентов не сможет самостоятельно сформировать коалицию: «регионалам» с коммунистами не хватит для этого двадцати четырех, а «бютовцам» с «нашеоборонцами» – двух мандатов. И здесь решающую роль сыграет «золотая акция», которая окажется в руках Владимира Литвина. По информации из заслуживающих доверия источников в Секретариате Президента, в настоящий момент существует договоренность между Виктором Балогой и Владимиром Литвином, согласно которой экс-спикер примкнет к БЮТ и «Нашей Украине». Однако пример СПУ образца 2006 года показал, что обладатель «золотой акции» может неожиданно «оставить с носом» вчерашних союзников, переметнувшись к противоположному лагерю. Соответственно, сценаристы с Банковой просто обязаны иметь в своем распоряжении запасной сценарий, при котором в Верховной Раде сформируется конфигурация третья: пасьянс на шестерых.
Если в парламент пройдут шесть политических сил, то их голоса распределятся так:
Партия регионов – 165 депутатов
БЮТ – 125 депутатов
«НУ-НС» - 91 депутат
КПУ – 29 депутатов
Блок Литвина – 23 депутата
ПСПУ – 17 депутатов
При такой расстановке сил оба сегодняшних противоборствующих лагеря также вынуждены искать союзников среди «третьих сил». Впрочем, рассматривать Наталью Витренко в качестве союзника практически нереально как Партии регионов, так и Партиям «оранжевого» толка – с 90% вероятностью можно утверждать, что Витренко откажется примкнуть к любой коалиции. И это несмотря на ее последние заверения о том, что она готова «группироваться» с ПР и КПУ, т.к. сложно представить тех гипотетических союзников, которые могут удовлетворить ультимативные требования Натальи Михайловны.
В этом случае обладатель «золотой акции» Владимир Литвин должен будет выбирать из двух зол меньшее: примкнуть к БЮТ и «Нашей Украине – Народной самообороне» на условиях последней или поступить по принципу «назло кондуктору – возьму билет и не поеду», то есть уйти в оппозицию, навредив при этом не только «оранжевым» партиям, но и всей стране. Ведь в случае отказа Литвина вступить в коалицию с БЮТ и «НУ-НС», формирование большинства станет вообще невозможным, поскольку Партии регионов и КПУ не хватит для этого голосов даже при условии, что им удастся «соблазнить» Владимира Михайловича. В принципе, такой демарш окончательно поставит крест на его дальнейшей политической карьере – как это произошло с Александром Морозом, вступившим в коалицию с Партией регионов и КПУ. Таким образом, Наталья Витренко однозначно рассматривается Секретариатом президента как «намордник» для Владимира Литвина, сдерживающий его от резких движений в сторону Партии регионов. Да и задача самой ПР в этом случае значительно усложняется: вместо одной политической силы, которой в 2006 году стала СПУ, ей придется «соблазнять» две, одну из которых возглавляет «неадекватная» Витренко.