Сегодня в Украине свыше полтора миллиона наркозависимых, еще несколько миллионов людей вовлечены в эту трагическую историю – родственники, близкие, друзья. Официальные данные Министерства здравоохранения говорят лишь о 160 тысячах наркоманов, но реально на каждого зарегистрированного приходится 10-13 незарегистрированных «сидящих на игле».
Такие данные на пресс-конференции в пресс-центре Партии зеленых Украины привел генерал СБУ, вице-президент общественной организации «Движение родителей против аморальности» Валерий Кравченко, сын которого прошел через весь ужас наркомании и сумел вырваться.
По словам генерала, сегодня в Украине наркобизнес достиг таких масштабов, что практически весь внутренний рынок «ширки» (85%) обеспечивают отечественные производители, тогда как менее десяти лет назад маковая соломка в основном импортировалась, а значит и объем ее был не столь велик.
«До 1999 года посевы любого мака на территории Украины были запрещены. Пока заинтересованные лица, сидящие в парламенте, не проллобировали закон о разрешении выращивать масляничный мак. О Засухе писали много… Кто-то лоббировал закон, а кто-то им пользовался. Сама Засуха говорила, что когда она решила заняться маком, то всего-навсего там было 3 тысячи гектаров. На сегодняшний день свыше 200 фермерских предприятий сеют мак, а выделено под это дело 15 тысяч га. И с каждым годом количество желающих получить лицензию на выращивание этого зелья растет», - поведал Кравченко RUpor`y.
Крышующие и крышуемые
Непонятно, то ли украинцы начали больше булочек с маком кушать, то ли кто-то чересчур увлекся посевами… На сегодняшний день 90% потребляемого масличного мака завозится из-за границы. Ничего страшного не произошло бы, если бы те 10%, которые производят настоящие фермеры, тоже импортировались. Ведь, по словам Кравченко, только абсолютный запрет на посевы ЛЮБОГО мака мог бы прищемить отечественных наркопроизводителей.
Кроме того, рассказал генерал, органы, занимающиеся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, зачастую руководствуются половинчатым принципом наказания виновных, то есть для видимости и статистики «накрывают» середнячков, оставляя главарей преступных наркосетей на свободе.
«Как сказал мне однажды один работник ОБНОНа (отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), - кто за что отвечает, тот на том и кормится, – заявил Кравченко. - Поэтому в случае с борьбой с наркотиками точно так же действует половинчатый принцип наказуемости. Я сам проводил эксперимент – в Прилуках разузнал всю схему наркооборота: барыг, каналы, «крышующих», и передал это руководству МВД. Через несколько дней узнал, что «взяли» лишь пару хиленьких барыг, а костяк этой схемы, включая и замешанного в этом высокопоставленного работника милиции, не тронули».
При этом генерал заверил – если «точка» существует больше года, будьте уверены, у нее уже есть «крыша».
Как рассказал RUpor`y правозащитник, руководитель Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман, проблема борьбы с наркоманией абсолютно не интересует власть, а такое явление как государственная наркополитика отсутствуют и вовсе. Вместо этого в кабинетах высокопоставленных украинских чиновников все чаще актуализируется такой термин, как наркобизнес.
Минздрав только предупреждает
Лечение наркоманов в нашей стране еще более запущено, чем борьба с наркоторговцами. Обществу уже давно привит тезис, что наркомания неизлечима, а уколовшийся хоть раз – пропащий.
В то же время в Украине нет ни одной государственной клиники, занимающейся лечением наркозависимых. А вот случаи излечения есть. Целые сотни. В основном это религия и частные клиники, в которых зачастую работают бывшие наркоманы. Но любое негосударственное лечение платное, а значит не широкодоступное.
С рядовыми наркоманами обходятся проще – могут предоставить разовую помощь или шприц, или заместительную терапию (замещение одного наркотика другим, к примеру, героином или метадоном). Хотя европейские медики уже давно отказались от замены одной зависимости на другую. А в такой стране, как наша, это бесповоротно приведет к очередной волне коррупции – торговле такими «медпрепаратами».
Второй по масштабу после «ширки» является трамадоловая проблема. Особенно распространенной она является среди школьников. Кравченко привел цифры, которые говорят сами за себя: по данным Минздрава, на медицинские нужды необходимо 4 млн. капсул в год, а производится 90(!!!) млн. Выходит, что спрос диктует предложение. Хотя «трамадол» по закону должен отпускаться по рецепту, а значит, количество его потребления - отвечать цифре, заявленной Минздравом.
Во время пресс-конференции Семен Глузман рассказал о новой программе Партии зеленых Украины, в которой он будет принимать участие. Направлена она будет на то, чтобы предупреждать развитие наркомании еще со школьной скамьи, в частности через родителей подростков. Суть идеи заключается в том, чтобы совместно со школьными психологами и медицинскими работниками проводить разъяснительные беседы с родителями. Вооружить их необходимой информацией, рассказать, как уберечь ребенка от трагедии и так далее.
По словам Глузмана, европейские ученые и психологи уже давно доказали, что проводить подобные беседы с самими детьми и подростками практически бесполезно: «Чем больше разговариваете с детьми на эту тему, запрещаете им, тем больше вы пропагандируете наркотики».
«Я обошел многие кабинеты чиновников, начиная от партийных лидеров, заканчивая Минздравом, мне кругом вежливо отказывали. Я удивляюсь, ведь от наркомании страдают сотни тысяч людей, а значит, и избирателей. Теперь я нашел единомышленников и радует, что эта инициатива не продиктована грядущими выборами. Идея вынашивалась задолго до роспуска Верховной Рады и продолжаться будет и после 30 сентября», - признался психолог.
Собравшиеся эксперты и специалисты единогласно высказались за необходимость поднятия этого вопроса на заседании Совета нацбезопасности и обороны. Обращаться ниже, как показал опыт, – бесполезно.