Вчера на Банковой вновь заговорили о необходимости проведения в стране Конституционной реформы. На этот раз мессидж, посланный политическим силам и обществу приобрел конкретные временные очертания. Один из спикеров в окружении президента, заместитель главы секретариата Марина Ставнийчук, на своей пресс-конференции сообщила журналистам, что в недрах СП готовится указ главы государства, предусматривающий создание Национального Конституционной совета (НКС).
Предположительно в состав совета войдут видные специалисты конституционного права, представители парламентских политических сил и другие государственные деятели, количество которых будет 75-100 человек. Именно этой комиссии придется разработать проект и концепцию принятия новой Конституции. В президентском секретариате считают, что до конца I полугодия 2008 года документ будет вынесен на всенародное обсуждение, после чего утвержден на всеукраинском референдуме. «Формировать и возглавлять Национальный конституционный совет будет президент»,– заявила Марина Ставнийчук. По сути, президент дал четко понять украинскому политикуму, что берет под свой полный контроль процесс подготовки и принятия нового текста Основного Закона страны. По замыслу представителей Банковой, новая редакция Конституции должна стать общественным консенсусным договором между властью и обществом.
Принципиально, практически весь украинский политикум поддерживает необходимость реформирования Конституции. Однако, в связи с тем, что у каждой политической силы есть свой вариант изменений в Конституцию, в обозримом будущем, не исключены серьезные разногласия по принятию итогового текста документа, который будет представлен на суд граждан.
Напомним, что появление на свет Основного Закона Украины в 1996-м году совпало по времени с бушевавшим в стране политическим кризисом, который был вызван открытым противостоянием президента Леонида Кучмы с парламентом. Вследствие этого, документ так и не стал своеобразным социальным договором между властью и обществом, который объединил бы страну. Реформа 2004 года лишь усугубила положение вещей и привела к кризису – свидетелями которого мы являемся.
Принятая в 96-м Конституция, по сути, стала компромиссом, точнее мирным соглашением в противостоянии политических элит того времени и продолжает пребывать таковой на протяжении одиннадцати лет. Все дело в том, что текст Конституции, хотя и был выписан достаточно подробно, не давал четких и однозначных ответов на ряд принципиальных вопросов. Например, таких как: вопросы взаимоотношений и распределения полномочий между ветвями власти, выбора национальных приоритетов, административно-территориального устройства государства и многих других. Все эти недоработки особенно проявляются во времена политических кризисов. Так было в 2004 в Северодонецке, когда унитарное государство пытались под «соусом» федерализации расколоть пополам, так случилось и сейчас, когда ветви власти попробовали «по-братски» переделить между собой полномочия.
Все же стоит отметить - несмотря на бурные перипетии, на фоне которых состоялось принятие парламентом Конституции, документ вобрал в себя самые продвинутые наработки европейского права и был признан ведущими политическими институциями ЕС одним из самых совершенных на континенте.
К сожалению, представители главных политических сил намедни весьма прохладно отнеслись к озвученному Банковой предложению. В БЮТ заявили, что не собираются уступать главе государства инициативу в проведении конституционного референдума, напомнив, что собрали в поддержку идеи проведения народного плебисцита 7 млн. подписей.
Напомним, что несколько ранее президент призывал лидера БЮТ отказаться от своих предвыборных обещаний провести конституционный референдум. Продублировала мессидж президента и г-жа Ставнийчук заявив что - «Те, кто использовал референдум в борьбе за голоса избирателей, уже одержали победу. Теперь они должны конституционным путем, по инициативе президента, продвигать процесс подготовки новой редакции Конституции».
В ПР считают, что рабочая группа по подготовке нового документа должна быть создана исключительно на базе Верховной Рады, а попытки навязать обществу конституционную комиссию подконтрольную Банковой – не что иное, как невыполнимая авантюра. Впрочем, с позицией ПР можно не согласится, ведь в СП предлагают всего лишь осуществлять контроль за проведением концептуальной работы; проработки текста, проведения профессионального и всенародного обсуждения. Также вовсе не исключается взаимодействие в этих вопросах с парламентом и только после этого президент вынесет проект на всенародный референдум.
Некоторые эксперты уже успели связать в один узел желание президента внести изменения в Основной Закон с созданием в новом парламенте коалиции, утверждая, что Гарант Конституции благословит парламентское большинство только лишь в том в случае, если политические силы, которые в него войдут, поддержат эту инициативу главы государства. В то же время некоторые специалисты высказывают опасение, что привлечение к процессу политиков может спровоцировать злоупотребления и конфликты, подвергнув выработку окончательного варианта документа между властью и обществом тяжким испытаниям. Опасения экспертов базируются на том, что различные политические группы будут предпринимать попытки лоббирования своих узкокорпоративных интересов.
А оппоненты президентского лагеря, и вовсе, увидели в инициативе Ющенко намерение реставрировать Конституцию 1996 года, заявив, что лейтмотивом нового документа станет возвращение монополии президента на исполнительную вертикаль власти.