То, что Партия регионов готова работать в оппозиции, представляется сомнительным. Потому что оппозиция - это серьезная работа. В прошлый раз, будучи вне власти в 2005 году, Партия регионов не проявляла себя как сильная оппозиционная сила, и поражение «оранжевых» было результатом их собственного провала, а не деятельности оппозиции.
Партия регионов действительно имеет мощные возможности для работы в оппозиции, но с другой стороны сама партия не является партией как таковой, с программой на долгие годы, а все-таки бизнес-кланом.
Предстоящий объем работы для «Регионов» охватывает огромное количество проблем. Для начала Партия регионов должна была бы стать партией, как таковой. Ей нужно все изменить.
У партии есть политическое крыло, возглавляемое Януковичем, и более влиятельное финансовое крыло, возглавляемое Ахметовым, за которым публично стоит Колесников и Богатырева. Необходимо, чтобы в ближайшем будущем произошел сдвиг в пользу политического крыла, поскольку именно на него ориентируется избиратель Юга и Востока.
Партия регионов станет политической партией только тогда, когда построит программу на годы вперед. У нее должна быть многолетняя перспективная программа, программа на период нахождения в оппозиции и программа на каждый бюджетный год. Если это все будет, если у них будет идеология, и эта идеология будет соответствовать интересам людей, на которых они могут рассчитывать в случае перевыборов, президентских выборов и во всех конфликтных ситуациях, которые будут сопровождаться мобилизацией электората, то тогда они могут вести себя уверенно и строить «теневое правительство», критикуя власть по всем конкретным вопросам.
Но прежде всего им надо связать партию с массами, иметь поддержку в массах. Сегодня же у нее нет такой поддержки. Во-первых, Партия регионов проиграла и проиграла очень много, она набрала на 150 - 160 тысяч голосов меньше, чем в прошлом году. И это при условии, что туда включено и «Вече», и социал-демократы, и многие другие маленькие группировки. На практике, я думаю, Партия регионов потеряла около полумиллиона голосов. Этих людей нужно вернуть.
Во-вторых, очень многие из тех, кто голосовал за Партию регионов, делали это вынужденно, поскольку другой политической силы подобного масштаба, противостоящей «оранжевым», не было. Но теперь они очень разочарованы, потому что Партия регионов никому ни в чем не противостоит и никаких идеологических задач перед собой не ставит. Не определены отношения во внешней политике, во внешнеполитических ориентациях, в отношении к НАТО, нет ясности в языковой политике, - всего того, с чем партия играла на прошлых выборах. Именно играла. Перечисленные вопросы не стали ее идеологией. Идеологию до сих пор нужно разработать.
Нужно определится, что это за партия. Действительно ли это партия либеральная, или это партия социально-либеральная. Ведь либеральная партия не имеет шансов в относительно бедной стране, где большинство трудоспособного населения задействовано в качестве наемных работников. Поэтому «Регионы» нуждаются в усилении социального крыла.
То есть надо начать и кончить. Это не партия. Ей надо четко определить интересы избирателя и привлечь его на свою сторону той программой, которая устраивает избирателя. И только тогда можно всерьез заняться формированием «теневого кабинета», чтобы знать, что если оппонент начнет терять позиции – пойти на выборы и выиграть, а не так, как они пошли на выборы в этом году, не зная, ни куда они идут, ни с какой целью. Выходит так, что Партия регионов сегодня абсолютно ни к чему не готова, она вроде бы еще и не думает окончательно об оппозиции, еще надеется, что ее куда-то возьмут.
Для упомянутых преобразований в партийной среде стоит провести разбор полетов и проверить кадры. Нужно определить, кто именно несет ответственность за провал выборов.
Если же Партия регионов не перестроится, то у избирателя возникнет потребность создавать новую политическую силу, которая должна будет занять пустующее пространство. Сейчас избиратель явно недоволен. Поражение 30 сентября не случайно.
Но на такие уроки Партия регионов не способна. Никакого желания реформироваться у нее пока не заметно, что приближает ее окончательное фиаско. Она продолжает заигрывать с президентом, а не стремится обращаться к народу. Более того, как показывают результаты выборов, президент перестал быть влиятельной политической фигурой. Следовательно, попытки «Регионов» договориться с президентом, предпринимаемые после сокрушительного поражения на парламентских выборах, означают, что это совершенно беспомощная партия.