Через две недели после проведения досрочных выборов в Верховную Раду Украины становятся все более очевидными как состав участников будущего правительства, так и его ресурсные возможности. Стоит учитывать и то, что личный состав второго по счету «оранжевого» Кабинета министров с первого же дня своего существования в первую очередь будет обязан подкреплять президентские амбиции обоих партийных лидеров (формального и реального) демократической коалиции. Этот отпечаток и станет определяющим в политике исполнительной власти на ближайшее время.
Мы все помним общее мнение, которое звучало сразу после Оранжевой революции (по-моему, его озвучил Александр Зинченко), о том, что «президент победил, и он будет во власти надолго – два избирательных срока». Тогда слова о двух сроках Ющенко, конечно же, были реальными.
Естественно, что сегодня президентская команда видит будущую конфигурацию большинства в парламенте и отдает себе отчет о сложности переформатирования пропрезидентских политических сил в канун грядущих президентских выборов 2009 или 2010 года (ведь инаугурация президента Виктора Ющенко состоялась зимой 2005 года). Однако сейчас никто не может сказать, насколько вероятным является баллотирование Виктора Ющенко, даже он сам, поскольку рейтинг «Нашей Украины» во время последней избирательной кампании оставался очень и очень незначительным.
Все будет зависеть от того, насколько президентская команда сможет продемонстрировать заметные успехи по состоянию на 2009 год, и поэтому сейчас действия президента в направлении реформирования экономики, административной, налоговой и судебной реформы и т. д. в первую очередь будут сводиться не к глобальному реформированию или долгосрочным проектам, а к проведению нескольких ярких показательных реформистских ходов.
Исходя из этого, все публичные действия Ющенко будут происходить с учетом этой избирательной кампании. До 2010 он проведет незначительные яркие реформы, которые покажут успешного и дееспособного президента.
К сожалению, граждане Украины не станут свидетелями обещанного скачка в области Hi-Tech и перехода отечественной индустрии на наукоемкое и высокотехнологичное производство. Основополагающих реформ, по которым заждалась Украина, произойти не может. По злой иронии для совершения серьезных реформ, в т. ч. и тех, которые декларируются «Украинским прорывом», ни у Ющенко, ни у Тимошенко, как у наиболее вероятного премьера, нет достаточного количества времени. Этого нельзя успеть физически.
Второй фактор ограничения обещанных реформ – необходимость непопулярных мер в бюджетной сфере. Напомню, что в 2005 году правительство Юлии Тимошенко уже имело печальный опыт попытки реформирования административно-территориальной системы Украины. По вопросам проведения реформы в Кабмине была даже создана специальная должность вице-премьера с аналогичным названием. Ее занял «нашеукраинец» Роман Бессмертный.
Реформаторы остановили свой выбор на польской модели территориального деления, что проводилась по принципу укрупнения территориальных единиц. Повторение опыта западного соседа оказалось бы экономически выгодным, но в то же время болезненным для неподготовленного населения.
Между тем, территориальное деление Украины топорно и нецелесообразно ни по каким соображений, а также лишено всякого здравого смысла. К примеру, историко-географическая область «Волыни» намного шире, нежели Волынская область, а районные центры Николаевской и Херсонской области в свое время назначались через каждые 50 километров.
Тогда благие намерения правительства так и остались на бумаге. Административно-территориальную реформу заговорили, а пришедшие на смену команды Тимошенко исповедовали совершенно иные политические и морально-правовые ценности. Польские инновации и связанная с нею обязательная шокотерапия оказались неприемлемы и для последующих премьеров.
Поэтому, избиратели станут свидетелями зрелищных и ожидаемых шагов правительства, для реализации которых не требуется определенная последовательность или исключительная политическая воля. Наверняка, громких решений следует ждать в системе налогообложения и государственного управления. Но не более.