В ДЕТАЛЯХ

2007.10.19

За кулисами коалициады

Реальным противовесом амбициям Тимошенко является не Луценко, и не Порошенко, а именно Балога, что таким же образом чувствует себя как рыба в воде в кризисных ситуациях, и не имеет собственных президентских амбиций. Однако, вряд ли, он просто удовлетворится ролью простого «серого кардинала»

17 октября Виктор Янукович заявил, что не верит в то, что в парламенте 6-го созыва можно создать «одноцветную» коалицию. Он снова подчеркнул ее нестабильность и в следствии этого возможную нестабильность в стране. Кажется, он делает ошибку, которой не избегают большинство доморощенных политологов. Увлекаясь внешними проявлениями политической жизни (заявлениями и действиями лидеров), он забывает про наличие политиков, чья деятельность на первый взгляд невидима и незначительна в сравнении с блеском первых лиц.

Но именно они могут определить судьбу т. наз. демократической коалиции.

Не последнюю в роль в возвращении к жизни активного и жесткого Ющенко сыграл нынешний глава его Секретариата – человек, которого мало кто воспринимал всерьез вопреки его далеко не последней в государстве должности закарпатского губернатора и министра по вопросам чрезвычайных ситуаций. И только его пребывание на должности руководителя президентской администрации в не самые легкие для Ющенко времена позволило многим раскрыть его таланты.

Стоит отметить, что когда Балога стал главой Секретариата, мало кому верилось, что канцелярия главы государства снова может влиять на политические процессы. Десакрализация Администрации президента, что состоялась с приходом в эту структуру демократов – палка с двумя концами. С одной стороны, Банковая перестала восприниматься как сердцевина вселенского зла времен Кучмы, на ней появилось множество лиц нечиновнического вида. С другой, - снизила авторитет не только президентской администрации, но и самого президента. Попытки невыполнения указов президента весною этого года – одно из последствий такой десакрализации.

Свою негативную роль тут сыграли руководители президентской администрации постреволюционного периода. Зинченко – хороший, наверное, по своей сути человек – интеллектуал, неплохой руководитель, который понимает внутренние механизмы функционирования СМИ, - оказался абсолютно не приспособленным к жестким реалиям украинской политики в условиях политического противостояния. Мечтательность, прожекторство, нежелание принимать какие-либо ответственные решения – черты его преемника – аж никак не служили усиления авторитета Секретариата, как стала называться эта структура после Оранжевой революции.

И тут появляется Виктор Балога – мастер неожиданных политических решений и «организатор процессов», который уступал своим предшественникам эрудицией, но отличался редкостным для украинских демократов инстинктом сохранения и приумножения власти.

Если проанализировать эпитеты, которыми награждают его оппоненты в разных критических публикациях, то перед нами возникает образ «серого кардинала», влияющего на все политические и экономические процессы в государстве. Возможно, Виктору Ивановичу и вправду этого хотелось бы. Вспомним только рассказы о его премьерских амбициях.

Но факт остается фактом – ему за относительно короткий промежуток времени действительно удалось многое для возобновления если не страха, то хотя бы необходимости учитывать Банковую.

Балога смог удержать под контролем и довести до логического завершения инициативу президента по роспуску парламента по политическим мотивам. При его личном участии и под его контролем готовились Указы о досрочном прекращении полномочий ВРУ, отзыве судей Конституционного Суда, назначение и. о. глав облгосадминистраций без премьерского ходатайства и т. д.

Он смог создать такой информационный фон, который убедил необходимости проведения досрочных парламентских выборов преимущественное большинство украинцев. По данным практически всех социологических опросов, до мая 2007 г. от 48 до 60 процентов украинцев поддерживали инициативу президента по роспуску парламента. При этом на середину сентября 2007 г., несмотря на явную усталость от политики и политиков, 58% населения высказали готовность принять участие в выборах «обязательно» и еще 22% - «скорее всего».

Ему даже приписывают инициативу создания нескольких технических проектов во время этой избирательной кампании, в частности, КПУ(о), Блока Людмилы Супрун и даже блока К. У. Ч. М. А.

После того, как председатель президентского секретариата возглавил штаб НУ-НС, он смог сделать то, что с определенного момента казалось абсолютно нереальным – собрал под крышей «НУ-НС» разнородные пропрезидентские силы, и даже получил их согласие объединится в дальнейшем в одну партию. Именно он смог железной рукой удержать амбиции всех входящих в состав блока лидеров и буквально закрыть рот лидерам обоих Рухов, чьи непродуманные заявления уже не раз ставили под сомнение монолитность объединения.

Вопреки дерганью этих же руховцев и другого крыла НУ, выступающего за широкую коалицию, Балога предусмотрительно поставил на сотрудничество НУ-НС с БЮТ, подписав соответствующее соглашение в то время, когда мало кто надеялся на высокий результат блока Тимошенко. Припомним: за период с апреля по начало июля нынешнего года рейтинг БЮТ снижался, и только в последние два месяца перед выборами он подскочил вверх. Более того, он сумел предусмотреть в этом соглашении пункт про распределение должностей в будущем правительстве в пропорции 50/50.

Сумел выходец с Закарпатья удержать под контролем и партийных функционеров НУ. Одно из изданий отмечает, что партфункционерам среднего звена на этих выборах не удалось «освоить средства» не по целевому назначению, что существенным образом подорвало их возможности по строительству загородных домиков и покупке новых авто.

Именно Виктор Балога настоял на включении в перечень согласуемых с БЮТ вопросов закон о Кабинете министров. Именно он стремится построить систему, в которой местные органы власти будут выполнять решения Кабмина после согласования с Секретариатом президента. Все это свидетельствует о том, что власть президента может существенно усилится в т. ч. как на формальном, так и на неформальном уровне. Как и влияние самого Балоги.

Поэтому не удивительно, что в прессе так часто муссируется мысль о том, что реальным противовесом амбициям Тимошенко является не Луценко, и не Порошенко, а именно Балога, что таким же образом чувствует себя как рыба в воде в кризисных ситуациях, и не имеет собственных президентских амбиций. Однако, вряд ли, он просто удовлетворится ролью простого «серого кардинала». Не исключено, что на следующей премьериаде стоит ожидать новых, неожиданных поворотов.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ