Вчерашний день стал действительно переломным для украинского кино. По крайней мере, для украинского зрителя так точно. В рамках Международного Киевского фестиваля «Молодость» состоялись показы фильмов украинских режиссеров, участвующих в конкурсной программе. Уже несколько лет подряд зрители и гости фестиваля, не говоря уже о рядовых киноманах, скептически относились к украинским кинопробам. А на просмотры ходили скорее ради интереса, чем ради эстетического удовольствия.
В этот раз наше кино приятно удивило. В один из кинотеатров, где вечером показывали работы украинской киносборной, набился почти полный зал народу. При том, что стоимость билетов была такой же, как и на нашумевшие иностранные картины.
Показ начался короткометражным фильмом Валерия Ямбурского «Приблуда». И с первых минут зал замер, затем взрывался от смеха, снова замирал и… апплодировал. За почти получасовой показ картины про судьбу милой собачёнки, едва не ставшей украинской «Му-му», эмоций было не меньше, чем от хорошего полнометражного фильма.
При абсолютном отсутствии спецэффектов и прочих современных приемов, дебют молодого режиссера уже успел завоевать победу в номинации новичков кинематографа на летнем кинофестивале „Видкрыта нич. Дубль 11”.
Поэтому можно смело сказать, что «Приблуда» вернул надежду, что новые имена в украинском кино все-таки появляются не зря и не для галочки.
Следующей короткометражкой стала работа еще одного молодого режиссера Артема Сухарева «На грани». Анимационный фильм демонстрирует фантазию о фигуристе, которому вдруг привиделось, что он водитель – дальнобойщик и о лосе, который почему-то тоже привиделся фигуристу. Впечатления от картины неоднозначны. Но зрителей, умеющих абстрагироваться от привычного кинематографа и просто следить за мыслью режиссера, анимация, бесспорно, не оставит безразличными.
И на конец третий, и самый нашумевший фильм, представляющий Украину на «Молодости» - работа уже опытного режиссера Евы Нейман «У реки». Лента уже была представлена на кинофестивалях Роттердама, Москвы и Лагова. На украинские большие экраны она пришла впервые, хотя в видеопрокате появилась еще в конце лета. А вдохновил режиссера на создание фильма рассказ Фридриха Горенштейна "Старушки".
«У реки» (актеры: Нина Русланова, Марина Полицеймако, Сергей Бехтерев, Юрий Невгамонный) - это психологическая драма - история из жизни двух пожилых женщин, матери и дочери. Целую жизнь женщины прожили под одной крышей, достигнув той границы, когда разница в возрасте становится практически невидимой. Они много лет живут жизнью друг друга. Они раздражаются, прощают, жертвуют и любят. Но в один прекрасный день придурковатый представитель политической партии совсем неожиданно вынуждает 90-летнюю старушку почувствовать себя молодой и отправиться в большую, вероятно, последнюю в ее жизни прогулку.
Фильм затрагивает множество аспектов человеческой души – начиная от воспоминаний и сострадания, заканчивая отношениями «отцы-дети».
Поражает и необычное для современного кино акцентирование на героинях преклонного возраста. Они интригуют, местами даже бесят, а значит, с ними не скучно.
Под конец фильма в зале слышались всхлипывания, а когда начались титры – обрушились апплодисменты. Как сказал один из зрителей покидая зал: «Я даже не могу сказать, понравился ли мне фильм, но я ни на секунду не отрывал глаз от экрана и все еще о нем думаю». Пожалуй, это самая лучшая характеристика картины, которая делит зрительскую аудиторию ровно на такое количество мнений, сколько человек было в зале.
Сама режиссер говорит о фильме так: «Картина – о взаимоотношениях между близкими людьми, она как часть жизни, такой разной и полной противоречий».
С 1997 по 2006 Ева Нейман училась в Немецкой академии кино и телевидения в Берлине. Ее короткометражная работа «Замри, Отомри» уже демонстрировалась на «Молодости». В январе 2000 года Ева была стажером-практикантом на съемках фильма «Второстепенные люди» у Киры Муратовой. Она сняла 6 фильмов, среди которых короткие метры «Хризантемы в жёлтом», «Хроника прощания», документальные ленты «Все у старика», и «Дорога Бога».
И хотя до оглашения результатов конкурсной программы остается еще несколько дней, для Украины это уже победа. Ведь то, что во время показа зал не покинул ни один зритель, а после просмотра апплодировали все, как минимум дарит надежду на то, что такие аншлаги вскоре станут тенденцией.