На фоне подготовки к работе нового парламента в Украине началась волна кадровых чисток. Силовые структуры не стали исключением. RUpor предлагает своим читателям эксклюзивное интервью с уволенным 24 октября заместителем и. о. главы СБУ Александром Скипальским. Кроме отставки, генерал поведал также о кадровой политике президентского окружения и дееспособности украинских спецслужб.
Некоторые аналитики считают, что президент Виктор Ющенко стал выстраивать свою систему власти по типу тактики Владимира Путина – окружил себя давними знакомыми, назначает на ключевые посты проверенных людей. Как вы считаете, Александр Александрович, верно ли это утверждение?
На мой взгляд, такие утверждения выглядят, как желание выдать желаемое за действительное. Я бы хотел, чтобы он строил Украину, используя некоторые формы, так как это делает Путин. Украине нужен порядок и я бы хотел, чтобы он был, но в понимании выбора и защиты друзей Ющенко и Путин – это абсолютно два больших айсберга. Посмотрите, кто продолжает находиться с Ющенко на протяжении многих лет? Нет таких в его окружении. Он их теряет по дороге. А Путин помнит всех тех, с кем он даже учился в университете, поднимает их откуда-то. В этом то и вся разница. Я абсолютно не согласен, что Ющенко поступает также.
Последние назначения в руководстве областей и силовых ведомств, в т. ч. и свое увольнение, вы расцениваете как личную позицию президента?
Я расцениваю это как личную позицию Виктора Балоги, который использует, наверное, красивые слова убеждая президента, что это принесет успех, и, разрушая существующую систему, которая, что касается СБУ, четко стояла еще со времен Майдана в большинстве своем на стороне президента. Но, используя такие подходы к президенту, он делает это для собственных личных интересов. Это продолжение медведчуковского почерка, только на более примитивном интеллектуальном уровне
Под его собственными интересами вы понимаете экономические или политические интересы?
Я говорю, что это его личные интересы. А какие, вы увидите. Жизнь покажет. Я думаю, что если вы посмотрите жизненный путь Балоги, то несложно спрогнозировать или увидеть какие это интересы.
Перед этим в структуре центрального аппарата СБУ тоже происходили изменения. На выгодных постах стали появляться выходцы с Закарпатья. Такую тенденцию вы тоже связываете с политикой Балоги или здесь играют роль их индивидуальные способности?
Безусловно, что Балога, осуществляя первый пункт, который я назвал, подбирает на должности личных друзей, преданных ему или преданных его друзьям. Это по большому счету называется, мягко говоря, отбор по принципу личной преданности. В Украине давно существует такой принцип, на этом много кто ломает себе шею и, я думаю, что на этом себе сломает шею и Балога.
Способны ли последние рокировки в силовых ведомствах и государственных администрациях привести к ограничению прав человека и свободы слова в Украине?
Я бы не связывал это с ограничением свободы слова. Ограничение прав – это, безусловно. Права нарушаются на каждом шагу. Даже в порядке моего увольнения, хотя я хочу подчеркнуть, что для меня это не новая ситуация, меня увольняли и Деркачи и много кто меня увольнял, поэтому я к такому положению адаптированный. Но права людей нарушаются, в т. ч. и мои права. Поскольку я был принят по контракту, со мною должны были согласовать. Существуют нормы. Все предусмотрено законодательством.
Никто этого не делал. Обращения не было, моего согласия не было. Поэтому, безусловно, что цинизм в нарушении прав прослеживается. Но это не свобода, а борьба за власть и должности. К счастью, по крайней мере для меня, категория таких политиков как Балога, что вынырнули на все готовое, не способны закрыть мне свободу для слова. Я эту свободу выстрадал еще до 91-го года.
Каких именно изменений требуют специальные службы и правоохранительные органы? И могут ли они быть произведены в порядке выполнения программ партий-победителей?
Если Верховная Рада и особенно Совет национальной безопасности и обороны, не канцелярия президента, а Совет национальной безопасности и обороны, если бы Иван Плющ, как человек опытный, был заинтересован или хотя бы шаг сделал чтобы навести порядок в кадровой политики, это был бы очень большой позитив. Но этого не видно.
Отдали на откуп чиновнику, который и опыта даже не имеет, как это делать, кроме авантюрных манипуляций. Сегодня не просматривается стратегическая линия с надеждой на то, что будет наведен порядок. Идет конвульсивный и хаотичный режим работы, линия по желанию, по настроению – с какой ноги встал, такое решение и принял.
Должен быть выработан системный подход подготовки кадров, их воспитания, расстановки. Все это, фактически, очень просто сделать. Потому что де-юре оно все существует, только идут грубые нарушения.
Как вы расцениваете роль Ивана Степановича Плюща? Он действует самостоятельно, как хороший специалист, или им тоже кто-то манипулирует?
Человек образованный. К сожалению, он как украинец, давал надежды. Лично я как аналитик и многие мои коллеги видели его на должности секретаря Совета национальной безопасности и обороны перед тем как Ющенко назначил Порошенко. Сделать именно такой вывод давали основание его опыт и понимание проблем. Но этого на первом этапе не произошло, а имело место намного позже, и на него были определенные надежды и чаяния. Иван Степанович не стал проявлять принципиальность, он довольствуется тем, что считает, что может руководить президентом. И там не получается. Теперь он рассчитывает удержаться в институтах власти, сблизившись, в основном на личных расчетах, с Балогой.
Некоторые представители демократических сил обвиняют этот дует в разрушении «оранжевой» коалиции.
Я этого не знаю. Как генерал Службы безопасности я не вмешиваюсь в эти процессы. Буду знать в ближайшее время, тогда и скажу.
В день акта вандализма на Говерле в центральный аппарат СБУ был назначен начальник Закарпатского облуправления Тиберий Дурдинец. Эти два события как-то связаны между собою?
Это связано только с тем, что Тиберий – неплохой офицер, неплохо характеризируется. Правда, опыта пребывания на руководящей должности у него еще мало, но лично предан Балоге и это был главный критерий его назначения.
Есть ли в активизации пророссийских провокаторов недоработка спецслужб?
Как только я появился в Службе (в мае 2007 г. - RUpor), мы стали активно обсуждать этот вопрос. И не только говорить, но и действовать. Я думаю, что такой подход, безусловно, отобразился и на моем поспешном увольнении.
Вы этого не исключаете?
Абсолютно. Влияние идет через финансово-промышленные группы, которые в свое время давили на других политиков.
О Верховной Раде V созыва вы говорили, что главная угроза ее работы – это влияние иностранных спецслужб. Относится ли это и к парламенту нынешнего созыва?
Безусловно. Лично я субъективно вижу многих депутатов будущей VI Верховной Рады, что имеют контакты с иностранными государствами.
В каких фракциях их больше?
Я не комментирую. Есть специалисты. Пускай ищут.
И последнее. Чем вы планируете заняться теперь?
Мои планы – дальше защищать интересы Украинского государства. Я думаю, что я вернусь к работе своего Института геополитических и экономических исследований. Кроме того, я еще являюсь вице-президентом исследовательского центра, где собрана мощная когорта моих друзей и коллег. Будем делать все, чтобы сформировать активное гражданское общество, потому что отсутствие активной гражданской позиции позволяет партиям манипулировать сознанием масс в выгодном для них отношении. Сейчас у нас нет четкой гражданской позиции, потому что нет дееспособных гражданских структур. Они недостаточно влияют на развитие и вместо этого все терпеливо переносят, тогда, как в любом цивилизованном обществе гражданская позиция играет определяющую роль. Она формирует стратегию развития государства.
P. S.
Александр Александрович Скипальский проработал в системе спецслужб свыше сорока лет, двадцать пять из них - в военной контрразведке КГБ СССР. В 1992 году он выступил в роли идеолога создания Главного управления разведки Минобороны Украины («Остров»).
В 2004 году выполнял обязанности начальника личной охраны кандидата в президенты Виктора Ющенко. После первого тура выборов способствовал предотвращению подавления Оранжевой революции внутренними войсками МВД Украины.
Беседовал Богдан Буденецкий