В прошлую пятницу министр энергетики Белоруссии Александр Озерец сообщил, что подготовлено обращение к главе правительства России, в котором российской стороне предлагается рассмотреть проект строительства второй нитки газопровода Ямал–Европа. Белорусское предложение приведет к снижению транзита газа через территорию Украины на 10-15 млрд. кубометров. Как заявил чиновник, «единственная причина, по которой этот проект может быть неактуален – это передача украинской газотранспортной системы (ГТС) в управление созданному еще в 2001 году консорциуму". Прокомментировать эти заявления и оценить реальность строительства газопровода в обход Украины
RUpor попросил экс-главу НАК «Нефтегаз Украины» Алексея Ивченко.
Алексей Григорьевич, как вы расцениваете направленное России официальное предложение правительства Белоруссии построить газопровод «Ямал–Европа-2» в обход Украины?
Исходя из профессиональной точки зрения, как человек, который знаком со строительством газопроводов и понимающий насколько и в каком формате это возможно, я воспринимаю эту инициативу как определенную провокацию.
Если говорить именно об этом газопроводе, который якобы предлагается строить, то я бы не советовал белорусам встревать в такие провокации на чьей-то из сторон: то ли российской, то ли украинской или еще на какой-то. Белорусы наделали много ошибок, и я их предупреждал и год тому и не только, что как только они отдадут провод Российской Федерации, - сразу же получат рыночную цену на газ, который Россия поставляет Белоруссии. Мы видим, что именно так и произошло.
Белоруссия не тот игрок, как на поле газовых поставок, так и на поле транзита, хотя частично она является транзитным государством, который может себе позволять подобные провокации или предложения.
Такая инициатива выполнима?
Что касается вообще возможности или невозможности строительства данного газопровода в обход Украины, то теоретически это возможно. Но вопрос состоит в другом: кому это нужно?
России…
Я уверен, что это не нужно и России. Это ей экономически не выгодно, а также не нужно с политической точки зрения, кроме каких-то временных выгод и возможности давления на ту или иную ситуацию в Украине и не больше.
Что потеряет Украина в случае построения «Ямал – Европа - 2»?
Абсолютно официально заявляю, что ничего не потеряет. Пускай хоть десять газопроводов строят. Если им некуда деньги тратить, а только в такие экономически невыгодные проекты, то пускай строят, хоть десять газопроводов. Это никоим образом не повлияет на Украину как на транзитное государство. Сегодня я смело могу сказать, что Украина была, есть и будет главным транзитером российского газа в Европу. Так будет на протяжении следующих 100 лет и дальше.
Почему?
Давайте подсчитаем. Например, построится Трансбалтийский газопровод, который сегодня Россия сооружает в обход Украины. Допустим, он будет построен через пять лет. Его пропуская способность - 30 млрд. кубов. При этом потребление природного газа в Европе ежегодно увеличивается от 100 до 200 млрд. кубов. И это, обратите внимание, ежегодно.
И вот через пять лет заканчивается строительство Трансбалтийского газопровода на 30 млрд., еще через пять лет – еще на 30 млрд., еще через пять лет – еще на 30, а потребление газа в Европе за этот период возрастет на триллион кубометров. Так подсчитайте, сколько времени и сколько средств России нужно потратить, чтобы соорудить в обход Украины ее сегодняшнюю пропускную мощность. Это физически нереально, и теоретически невозможно. Я уже не говорю про экономическую целесообразность, кроме возможной политической подоплеки.
Поэтому Украина была, есть и будет главным транзитером российского газа в Европу. И не нужно слушать ничьи сказки, ни с российской стороны, ни с белорусской, ни еще с чьей-то. Никуда, никто не будет обходить Украину, потому что экономически не выгодно и не целесообразно в первую очередь самой России.
Подобные предложения - это все экономические инсинуации, и не больше. Именно так я это воспринимаю.
Изменится ли отношение к Украине, как к стратегическому партнеру, после назначенных на 2008 год выборов президента Российской Федерации? Пожалуйста, Ваш прогноз.
Вы знаете, если говорить о выборах в России, то я не думаю, что после них там изменится государственная политика, в т.ч. на уровне стратегии и тактики. Как показывает опыт, власть там передается из рук в руки, - не прямолинейно по наследству, а по преемственности. Кто будет определен следующим президентом, ему и будет передана вся полнота власти.
На сегодняшний день президент Путин уже формирует свою парламентскую коалицию. Он возглавил партию, которая будет образовывать правительство. Это означает, что Путин, как управлял, так и дальше будет управлять, поэтому в ближайшие десять лет стратегия России по отношению к другим государствам не изменится.
Я считаю, что с этого нам никоим образом не нужно делать ни трагедий, ни большого блага для Украины. Независимо от того, кто будет следующим президентом России, нам нужно строить с этим государством абсолютно добрососедские, но прагматичные отношения. И тут важным как раз является не то, кто придет к власти в России, а кто с украинской стороны будет вести те или иные переговоры, в т. ч. в газовой сфере.
Что вы имеете в виду?
По сегодняшний день у нас проходят не двустороннее переговоры, а одностороннее. Потому что как российские, так и украинские правительственные чиновники не ведут переговоры в двухстороннем формате. Все происходит в одностороннем режиме. Потому что как российские госслужащие, так и, к сожалению, представители украинской стороны на всех переговорах отстаивают национальные интересы Российской Федерации, а не Украины. Мы видим это по всем заключенным в последнее время соглашениям. Нет формата двусторонних переговоров, пока что они ведутся только в одной стороны. Поэтому нужно строить нормальные, прагматичные отношения с Россией, и тогда не будет никаких проблем.
Вас приглашают работать в новое, демократическое, правительство? Если оно состоится. Поделитесь, пожалуйста, своими планами.
Посмотрим. Если состоится. А я надеюсь, что состоится. Разные предварительные предложения ко мне поступают.
А именно?
Чтобы было понятно, я хочу сказать следующее: я всегда буду определяться сам, без какого-либо влияния – куда и на какие задания идти. Единственное, что скажу точно по этому поводу: сегодня я занимаюсь вопросами энергетической безопасности в одной команде с президентом, буду продолжать заниматься этим и впредь. Какой непосредственно это будет формат и должность, пока не известно.
Беседовал Дмытро Добрый