Представители Партии регионов вчера не принимали участия в заседании Группы по подготовке первого заседания ВР 6-го созыва и предложили отложить это заседание до завершения процедуры регистрации народных депутатов. Также заседание оставили Александр Мороз и представители КПУ в этой Подготовительной группе Адам Мартынюк и Валентин Матвеев, а позже – ушел и представитель Блока Литвина Игорь Шаров. В связи с этим, RUpor попросил прокомментировать эффективность использования этих и других способов затягивания работы Рады и Кабинета Министров украинского политолога, автора проекта политической реформы 2004 года Владимира Малинковича.
Кандидатом на должность премьера может быть сегодня только Тимошенко. Либо – второй вариант – коалиция разваливается, Тимошенко идет в оппозицию и тогда президент через какое-то время будет политическим трупом. Причем проиграет президентские выборы с треском.
Поэтому особого выбора нет. Все иные варианты наигрываются искусственно, что мне напоминает ситуацию, которая была в XVII веке и привела Украину к Руине: интриги вместо реальной политики, интересы отдельных людей и отдельных группочек в политическом руководстве различных блоков и партий. Интересы же избирателей практически никем не учитываются.
Но все это мало что может изменить. Все связано главным интриганом – президентом и его помощниками. Они постоянно протягивают руку Партии регионов и таким образом подталкивают эту партию к тому, чтобы она затягивала процесс формирования парламента.
Если бы президент не плел все эти интриги, все бы давно уже закончилось. Он это делает исключительно для того, чтобы сохранить свой властный приоритет. Он боится существенной утраты своих позиций в том случае, если Тимошенко станет премьером.
Я не сторонник Тимошенко, скорее - противник, но если избиратели проголосовали, если Тимошенко на последних выборах получила на 1,5 миллиона голосов больше чем на предыдущих, а все остальные, кроме коммунистов, потеряли голоса и места в парламенте, то о чем говорить? Или «оранжевая» коалиция и тогда премьер – Тимошенко, или пусть Ющенко договаривается с Партией регионов, но не надо никому морочить голову и продолжать чисто украинский вековой феномен «Интриги вместо политики», в котором обычные люди оказываются за бортом.
Те, кто боится Тимошенко, забыли, что мы живем в парламентско-президентской республике и сегодня пост премьера предпочтительнее поста президента. Вопрос не в том, что будет через два года на президентских выборах, а вопрос в том кто будет завтра, кто будет первый человек в стране. В цивилизованном мире нет государства, где сразу два человека в равной мере управляют страной. Кто-то должен иметь приоритет, премьер или президент, в парламентской республике должен иметь приоритет в исполнительной власти премьер-министр. Это значит, что Ющенко должен уступить. Такова же и воля общества – он получил намного меньше, чем Тимошенко. Значит надо уступить место и отойти на второй план. В этом случае Тимошенко может оставить его президентом, то есть поддержать на президентских выборах января 2010 года, и таким образом оставить его в кресле. Он же с этим не согласен и вопреки Конституции и воле избирателей он вес еще борется за приоритет, причем не через два года, а сегодня. Он сегодня хочет командовать парадом.
Поэтому он искусно плетет интриги и придумывает какие-то искусственные ситуации, которые мы потом все дружно обсуждаем. Лично я считаю, что они не стоят нашего внимания, т. к. являются ничем иным как выдумками авантюристов и интриганов.
Даже если ему пообещает свою поддержку Партия регионов, то ни при каких условиях она не сможет заставить избирателя Юга и Востока Украины голосовать за президента Ющенко. Они ни за что не будут этого делать, а Тимошенко его обойдет. Без разговоров.
Я считаю, что у него нет никаких шансов, он проиграл, вот он и крутится. «Проиграл - ушел», - это нормальное повеления политика в демократическом мире.
Здесь я бы хотел напомнить, что когда победитель во Второй мировой войне Уинстон Черчилль принимал ванну и в этот момент по результатам выборов его сменил Эдми, то он произнес: «Ради этого воевали». Такова демократия.