Порой в пылу отстаивания экономических интересов государства не слишком заботятся о своих соседях, а то и вовсе целенаправленно стремятся нанести вред.
Именно такое впечатление складывается после анализа происходящего на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ). Стоит отметить, что ЧСЗ был единственным в Советском Союзе заводом, способным строить надводные боевые корабли всех классов, вплоть до авианосцев. Соответственно, постройка всех видов гражданских суден так же могла осуществляться этим заводом.
После распада Советского Союза ЧСЗ был одним из тех предприятий, которые больше всех пострадали от разрыва экономических связей и технологических цепочек изготовления продукции. Более того, Россия отказалась от заказов военных кораблей на украинском заводе, и стала строить их на своей верфи в Североморске.
Создание сильного украинского флота не было первым на повестке дня и для Украины, только что получившей независимость. Отсутствие каких-либо геополитических интересов глобального масштаба, требующих постоянного присутствия в мировом океане крупных корабельных соединений, отсутствие средств на содержание и постройку флота и даже невозможность обучить новые кадры для развития корабельного дела предопределили тот факт, то Черноморский судостроительный завод не получил заказов и от Украины.
Таким образом, наше государство, спасая завод от полной стагнации и уничтожения, привлекло иностранного (российского) инвестора – братьев Чуркиных, Олега и Игоря. Однако этот шаг не только не стал панацеей для предприятия, а превратился в наиболее вескую причину разрушения судостроительной верфи. «Бизнесмены» приобрели госпакет акций ЧСЗ за смехотворную цену - 119,3 миллиона гривен, а в конкурсе участвовали лишь две связанные с братьями Чуркиными структуры - ОАО «Николаевская малотоннажная верфь» и ОАО «Костромской судостроительный судоремонтный завод». Дальнейшая деятельность «инвесторов» нанесла непоправимый урон ЧСЗ. Пакет акций ЧСЗ, принадлежащий государству, был сокращен в три раза путем незаконного выпуска дополнительных акций. Покупателем акций этой эмиссии было подконтрольное братьям Чуркиным ООО «Центр развития проектов». Более того, способом платежа за пакет акций стали не деньги, а акции неких ОАО «Укрресурсобеспечение» и ОАО «Укрэнерготранссервис» по цене, которая превышает их рыночную стоимость более чем в 1000 раз.
Далее произошел откровенный грабеж имущества предприятий, входивших в состав Черноморского судостроительного завода, которые были искусственно доведены до банкротства, после чего были ликвидированы почти все «промежуточные» предприятия, через которые проходили активы «банкротов». Так, все имущество и акции входящих в ЧСЗ ОАО СВ «Меридиан» (конвейерная постройка судов в крытом цеху), ОАО «Черноморский мебельный завод «Черномормебель», ОАО «Черноморбудсервис», ОАО «Черноморский машиностроительный завод» (изготовление машин и механизмов), было передано на баланс подконтрольных братьям предприятий, а открытые акционерные общества – ликвидированы.
Таким образом, братья Чуркины сумели в кратчайшие строки через ряд «прокладочных», промежуточных структур по частям разворовать и раздать «нужным людям» все имущество ЧСЗ, начиная от производственных объектов (активы предприятий и заводов, входивших в состав ЧЗС) и заканчивая объектами социальной сферы (базами отдыха, детскими садами, общежитиями, квартирами). Сюда также были подключены и ближайшие родственники господ Чуркиных – например, дом отдыха «Судостроитель» (Большая Ялта), принадлежащий ЧСЗ, был передан за бесценок на балансООО «Будтрансгаз», учредителем которого является мать братьев Чуркиных – Фарида Чуркина. Далее дом отдыха благополучно перешел на баланс ООО «Туризмтехнобуд», учредителем которого является отец братьев Чуркиных – Анатолий Чуркин. За время безраздельного хозяйничанья «инвесторов» Чуркиных персонал Черноморского судостроительного завода сократился с 5 тысяч человек до 2 тысяч человек.
Не верится, что, осознавая масштабы прибылей судостроения в Украине на экспорт, горе-инвесторы отказались от столь радужной перспективы и предпочли ей банальное разворовывание завода и его ликвидацию.
Здесь и возникает вопрос, кому мог понадобиться такой сценарий развития событий. Ведь ни один здравомыслящий успешный бизнесмен не станет уничтожать активы предприятия, которое в перспективе может приносить миллиарды и миллиарды долларов - Черноморский судостроительный завод может производить корпуса для любого вида кораблей, и поле для международной кооперации просто огромное. Но вместо налаживания международных связей, выплаты долга и развития предприятия произошел банальный грабеж в сравнительно мелких для такого предприятия масштабах (несколько миллионов долларов) и превращение производственных активов завода в груду металлолома.
Ситуация становится более понятной, если посмотреть на события с более глобальной точки зрения, в мировом масштабе. Действия братьев Чуркиных обретают смысл только в том случае, если их задачей было вовсе не обогащение (которое происходило «между прочим»), а ликвидация предприятия, снятие его со счетов как сильного конкурента в судостроении в мире. Ведь ЧСЗ был серьёзным конкурентом для практически всех военных судостроителей, из любой страны. Напомним, что он мог создавать корпуса военных кораблей любых классов, в то время как производство обходилось бы значительно дешевле, чем скажем, в Европе. Это объясняется наличием недорогой рабочей силы и готовностью предприятия работать и за минимальную долю прибыли. То есть, Черноморский судостроительный завод мог бы составить серьёзную конкуренцию на рынках стран Юго-Восточной Азии (Индия, Индонезия, Китай, Тайвань, Япония), которые сейчас в массовом порядке обновляют свои военные флоты. Кроме того, качество украинской судостроительной продукции настолько высокое, что даже в своем плачевном состоянии наше судостроение еще остается привлекательным для иностранных инвесторов.
За поставки эсминцев, фрегатов и корветов странам региона с переменным успехом борются предприятия России, Франции и США. Понятно, что наличие такого конкурента, как ЧСЗ, явно мешало любому из этих государств. Вероятней всего, что любая частная судостроительная компания какого-либо государства могла нанять братьев Чуркиных для превращения конкурента в металлолом.
Кроме того, не стоит забывать и сферу гражданского судостроения, где ЧЗС имел возможность производить любые суда, вплоть до супертанкеров. А принимая во внимание обстановку в Европе (требование Евросоюза фактически закрыть Гданськую судоверфь в Польше) и неподконтрольность Еврокомиссии украинских предприятий, и вовсе очевидно, что господа Чуркины выполняли зарубежный заказ. Конечно, сложно с уверенностью сказать, чей это был заказ, но вероятней всего он исходил от одной из стран Евросоюза, например, от Франции или Германии, которые издавна занимались промышленным судостроением. Чей мог быть этот заказ, можно выяснить, лишь проведя уголовное расследование.
Понятие международного заговора давно должно было уйти в прошлое еще вместе со знаменитой Мюнхенской конференцией, на которой влиятельные государства того времени решили судьбу Чехословакии. Однако это понятие, судя по всему, так и осталось актуальным и в наши дни, только применяется оно уже к отдельным сферам международной промышленности…