Борис Тарасюк является наилучшей иллюстрацией того, как может не соответствовать внешнему лоску человека его внутренняя сущность. Борис Иванович прилагает значительные усилия, чтобы сохранить за собою имидж профессионала-дипломата, ведущего евроинтегратора и дипломата Украины.
Поскольку сейчас открывается вакансия министра иностранных дел, Тарасюк настойчиво пытается в третий раз получить эту должность.
Однако за все предыдущие каденции Тарасюк напортачил уже столько, что этого вполне хватит для того, чтобы навсегда отлучить его от высоких кабинетов, а то и отправить в определенные места в компанию к прочим комбинаторам.
За годы бурной деятельности Борис Тарасюк успел немало наследить. Изучение этих следов показывает, что у нашего героя имеются проблемы со всеми составляющими его имиджа: профессиональные достижения явно завышены; ему не чуждо и обогащение за счет государства; наконец, патриотом он становится только тогда, когда это выгодно лично ему.
Борис Иванович начинал работать еще в системе дипломатии УССР. В частности, в 1981-86- гг. на посту второго, со временем - первого секретаря постоянного представительства Украины (УССР) при ООН в Нью-Йорке. Как сказано в характеристике, принятой на заседании парткома объединенной парторганизации советских учреждений в Нью-Йорке в связи с окончанием его заграничного отпуска в 1986 году, он показал себя «политически грамотным, морально стойким» и таким, что придерживается норм поведения советских граждан за границей. Все это могло бы свидетельствовать в пользу молодого специалиста, если бы не замеченная у него активность во внешнеполитической пропаганде.
Тарасюк был членом лекторской группы, выступал с беседами перед американской общественностью, студенческой и ученической молодежью, представителями «украинской эмиграции». С начала 1985 года до мая 1986 года провел 11 таких бесед. По свидетельству участников одной из них, Борис Иванович, в частности, не брезговал активно отрицать факт Голодомора украинской нации и другую «клевету буржуазной пропаганды».
Подобным позициям заместителя секретаря первичной парторганизации постоянного представительства УССР при ООН исправно обучили на теоретическом семинаре сети политпросвета, который Тарасюк, стоит отметить, посещал старательно.
На службе у Кремля
Очевидно, прежние привычки и контакты не прошли даром. По словам сотрудников МИДа, Борис Иванович однажды был уличен в весьма странном поведении. В 1997-1998 гг., находясь на посту фактического представителя Украины при евроатлантических структурах в Брюсселе, он искусственно создавал препятствия официальным сотрудникам украинской разведки, находящимся в составе украинского дипломатического учреждения, в работе по развитию партнерских отношений со спецслужбами стран Бенилюкса и Офисом безопасности НАТО.
Кто мог быть заказчиком такой деятельности, показывает ряд кричащих случаев, которые до сих пор являются образцом халатности и непрофессионализме в украинской дипломатии.
Так, 2 апреля 1999 года, после проведения одного из заседаний глав государств СНГ в Москве, Тарасюк «забыл» папку с проектом документа «О дальнейшей реализации посреднической инициативы президента Украины по урегулированию Косовского кризиса» с дополнением «Информация о консультации министра иностранных дел Б. Тарасюка с министрами иностранных дел ФРГ, Франции и Великобритании по урегулированию Косовского кризиса» с грифом «секретно». На протяжении двух часов папка находилась в распоряжении сотрудников ФСБ РФ, которые со временем… вернули ее хозяину. Тем временем на 7-9 апреля 1999 года был назначен визит тогдашнего премьер-министра РФ Евгения Примакова в Киев, в ходе которого планировалось подписание четырехстороннего соглашения по поводу урегулирования конфликта в Приднестровье с участием лидеров Молдавии, Приднестровской Молдавской Республики и руководства ОБСЕ. Визит отменили – самолет Примакова буквально развернулся в воздухе и вернулся в Москву – вроде бы в связи с болезнью премьера.
Некоторые специалисты МИДа тогда связали между собою отмену визита с исчезновением папки, поскольку встреча в Киеве могла бы поднять политический имидж Украины в отношении мирных инициатив и подтолкнуть мировое сообщество принять украинские мирные инициативы по урегулированию конфликта в Косово.
Украинские и иностранные специалисты (в частности, дипломаты) обращали внимание на позицию Тарасюка в умышленном сдерживании и блокировании развития украино-иранских и украино-ливийских отношений (затягивание сроков подготовки совместных мероприятий, игнорирования переговоров и подписания выгодных Украине контрактов), что неоднократно давало возможность РФ завладеть перспективными рынками.
Продажа «почетных консулов»
Недоброжилатели Бориса Ивановича утверждают, что не брезговал он и личным обогащением. Поговаривают, что под руководством Тарасюка в МИДе Украины была распространена практика назначения на должности почетных консулов за денежное вознаграждение.
Во время его последнего пребывания на должности министра, через бывшего директора Департамента развития и обеспечения дипломатической службы В. Бугая со всех кандидатов на должности почетных консулов было собрано по 10-20 тыс. долларов. Злые языки утверждают, что средства пошли на закупку дорогостоящих предметов, необходимых в обустройстве резиденции Тарасюка.
Своего апогея такая деятельность Бориса Ивановича достигла в 2006 году, когда вопреки основам честного конкурса и требованиям здравого смысла свыше 6 миллионов гривен было выделено на «развитие имиджа Украины» никому неизвестной структуре – «экспертно-консалтинговой фирме «Конгломерат». Этой фирмой опекался В. Макуха – в ту пору заместитель Тарасюка, а со временем и. о. посла Украины в Японии и… министр экономики в правительстве Януковича-2.
Естественно, ни на какое улучшение имиджа деньги не шли – их до сих пор пытается вернуть бюджету Генеральная прокуратура.
Вот такие вот, с позволения сказать, специалисты претендуют на министерские должности в Украине. С высоты своих «свершений» они берутся поучать других, надеясь, что у всех вокруг короткая память.