В ДЕТАЛЯХ

2007.12.21

Внутренние комплексы нового Кабмина

«Для того, чтобы у нас произошла смена элит, и Украина начала развиваться, как соседние страны Европы, в первую очередь, у нас должен измениться тип правящей элиты. К примеру, сегодня у нас все полномочия все еще имеют политики-чиновники… До тех пор, пока процветает бюрократично-паразитирующий состав органов государственной власти, ни о каких изменениях и речи быть не может. Сама по себе вертикаль власти обновляться не способна»

Смена политических элит – это то, что заметно всем и всегда. Досрочные выборы не могут принести такой смены по определению. Пришли те же самые люди. Даже если в новой власти и есть пара новичков, то совсем не благодаря смене элит. Когда меняется элита, изменению подлежит мировоззрение, способы реформирования и правительственные программы, политики приобретают новый способ общения и тип образования. Сейчас же ни о какой смене элит говорить нельзя.

Неверно и утверждение о том, что с назначением Кабмина Тимошенко возобновилась смена элит времен революции 2004 года. На самом же деле, тогда имело место всего лишь изменение правящего режима. Смена элит произошла лишь частично и, как показывает дальнейший ход истории, даже с возможностью возврата прежней власти.

Никого с принципиально новым мышлением нет и в новом правительстве. Быть отличным специалистом (как Данилишин) и принадлежать к новому типу элиты – это далеко не одно и то же. Все, кто пришел 18 декабря, принадлежат к тому же политическому поколению, что и до этого. Они уже были в предыдущих составах Кабмина, а некоторые из них и не единожды, как, например, Виктор Пинзенык, Александр Турчинов, Юрий Павленко и сама Юлия Тимошенко. Там нет никого нового.

Для того, чтобы у нас произошла смена элит, и Украина начала развиваться, как соседние страны Европы, в первую очередь, у нас должен измениться тип правящей элиты. К примеру, сегодня у нас все полномочия все еще имеют политики-чиновники. Если же их сменят топ-менеджеры из руководящего состава крупных компаний или оставшиеся в живых интеллектуалы, то тогда бы мы могли констатировать, что действительно произошла смена политической элиты. До тех же пор, пока у нас процветает бюрократично-паразитирующий состав органов государственной власти, ни о каких изменениях и речи быть не может. Сама по себе вертикаль власти обновляться не способна.

Чтобы в корне изменить ситуацию, требуется не приход одного-двух топов (в т. ч. Валерия Хорошковского и Сергея Буряка), а их расстановка на следующих постах – министры финансов, экономики, транспорта и силовых ведомств одновременно. В таком случае, кто будет на остальных должностях - не принципиально. Главное, чтобы такая бизнес-команда людей с новым мышлением заняла ключевые позиции в правительстве. Пока что мы такого не видим.

При авторитарном лидере, которым является Юлия Тимошенко, это невозможно. Появись личности подобного типа в окружении премьера, они сразу же вошли бы с нею в жесткий конфликт и никак не смогли бы продемонстрировать новые подходы к работе.

Кроме того, обратите внимание на особенности украинского варианта партийно-пропорциональной избирательной системы. Она в принципе не допускает смены элит на партийном и, как следствие, государственном уровне. У нас не может смениться элита внутри отдельно взятой партии.

Наши партийные лидеры не способны набирать новые, дееспособные и молодые команды. Так же, как и сами партии упорно держатся за лидера, и в случае его крушения полностью прекращают свое существование. Лидеры партий гибнут вместе со своими командами.

Посмотрите на НДП, СДПУ(о), на Социалистическую партию. Все они ушли из жизни именно таким образом, вместе с лидерами. Вот почему у нас не происходит смена политических элит на внутрипартийном уровне.

Кто мешал НДП переизбрать лидера и выдвинуть на первые места молодых? Не смогли?

СДПУ(о) не нравился Медведчук? Переизберите. Переделайте идеологию, смените принципы, пусть себе партия живет. Нет, умерла.

Кто мешал это сделать тем же самым социалистам? Хорошо, ошибся Мороз, - отблагодарили его, подвергли критике, выдвинули молодого. Партия преобразилась и жжет дальше.

Но в Украине не работает и этот путь трансформации политической элиты.

При таких обстоятельствах ничего не изменится и после следующих выборов. Нужно или внедрять смешанную (пропорционно-мажоритарную) избирательную систему, или строить партии нового типа.

И этот вопрос очень остро возникнет уже в ближайшем будущем, потому что парламент нынешнего состава является полностью заблокированным, а значит - недееспособным. Коалиция не может принимать все законы исключительно в ручном режиме. Представим себе, что представители оппозиции начнут вмешиваться и опустят руки одного-двух коалициантов. А при автоматическом голосовании, как мы видели, коалиция в любом случае набирает 225 голосов.

Говоря о блокировании работы парламента, я не имею в виду действия ЦИКа. Все будет проще. Если оппозиция решит доказать свою принципиальность, то она демонстративно не будет принимать участия в голосованиях и вынудит коалицию подтвердить свою жизнеспособность.

Если ничего не изменится, то где-то через полгода нас ожидает новый всплеск общественной активности. Он принесет преследование представителей прежней власти, создание Конституционной ассамблеи и новые выборы на принципиально новых законах. Смена элит в таком случае произойдет в виде люстрации.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ