Расставаться с властью всегда больно и мучительно. Еще не осознали себя оппозицией и вчерашние члены Кабинета министров, в особенности Виктор Янукович.
«В этом году исполнился 31 год, как я работаю первым лицом коллектива. В госуправлении – с 96-го года, значит - уже 11 лет. Потому быть во власти - это для меня уже стиль жизни», - дал понять свое отношение к оппозиции недавно уволенный премьер.
Что он теперь будет делать, Янукович для себя пока не решил. Аналогично чувствует себя и возглавляемая им партия. Ничего конструктивного из поражения на выборах она для себя не вынесла, - именно такой вывод можно сделать после вчерашней презентации «теневого» Кабинета министров, состоявшейся в киевской ставке регионалов с романтичным названием «кинотеатр «Звездный».
Умиротворенное лицо лидера вчерашней партии власти излучало благодушие. В своей речи он не прибегал к резкой критике оппонентов. Ответы расплывались по залу от отсутствия содержания, а подчиненные вскакивали с места по первой команде шефа. Все, как на Грушевского.
Что бы ни спросили у Виктора Федоровича, ответ раскачивался с продолжительных пауз и в итоге заканчивался бюрократической риторикой, а то и прямыми угрозами журналистам. Власти никто не угрожал. Ее даже не слишком критиковали.
В таком же духе прошел эпизод с новой Конституцией Украины, якобы разработанной идеологами Партии регионов. Вниманию притихших «теневиков» и собравшихся журналистов Виктор Федорович представил оформленную в национальных цветах папку для бумаг с некими распечатками. Он с достоинством приоткрыл обложку и сообщил, что это и есть, мол, ни что иное, как проект нового Основного Закона. Однако, что именно предусмотрено изменить новой Конституцией, и каковой будет форма государственного правления и устройства, и, соответственно, полномочия разных ветвей власти, Виктор Федорович еще не знает.
Единственное, в чем был уверен Янукович, так это в том, что благодаря принятию нового текста Основного Закона в стране «будет порядок». «Ну, например, такой, как в Германии, где порядок – самое главное», - лаконично заявил экс-премьер.
Предлагаемая конституционная модель предусматривает децентрализацию власти, избираемость глав госадминистраций и верхнюю палату парламента (150 депутатов). Приведут ли нововведения к федерализации Украины, Янукович пока не знает, но сама эта идея ему нравится. «Это не значит, что Украина в перспективе не станет федеративным государством…Но однозначно - роль регионов в управлении регионами увеличится», - подчеркнул он.
Не было однозначности и в ответе экс-премьера по поводу текущих задач оппозиции, коль она такова на самом деле. Будущие законодательные инициативы Партии регионов видимо еще отсутствуют или же держатся в строжайшем секрете. «Про какие-то конкретные законопроекты я бы не хотел сейчас говорить», - отреагировал лидер оппозиции на предложение озвучить конкретные планы своего движения.
Не определился он и с собственным участием в предстоящих президентских выборах 2009-2010 гг.: «Каждая самодостаточная партия на президентских выборах будет выдвигать своего кандидата, - декламировал он. – Партия регионов, конечно, будет принимать участие в президентских выборах. Что касается меня лично, это решение примет партия, это решит съезд».
Единственное, что он уже точно знает насчет выборов, так это свои собственные обязанности в Штабе – общее руководство избирательной кампанией.
У «теневого» кабинета отсутствует и собственная позиция по поводу переизбрания мэра столицы. Янукович не смог ответить, как он относится к одиозному Леониду Черновецкому и уничтожению культурного достояния Киева и принадлежащей городу зеленой зоны. «В случае, если будут выявлены нарушения, мы будем выступать за отставку», - расплывчато произнес экс-премьер. При этом он не разу не упомянул фамилии Черновецкого или его подчиненных из горадминистрации. Да и окончательной уверенности в злоупотреблениях градоначальника у него нет. «Два месяца назад я поручил провести проверку. Прокуратура должна разобраться», - считает он.
Неудобные вопросы
Когда Янукович не хотел или, предположим, не мог ответить на тот или иной вопрос журналистов, он делал вид, что не слышит, просил повторить, а то и вовсе переходил на посторонние темы.
К примеру, когда у него спросили, не считает ли он ошибкой приглашение на работу в свое правительство тогда еще члена фракции «Наша Украина» Анатолия Кинаха, что спровоцировало досрочные выборы, Виктор Федорович сначала переспросил, а после ответил очень оригинально: «А, Анатолий Кириллович? Он тут присутствует. Да, у него много разных должностей есть…». После этого последовал перечень регалий покрасневшего и заерзавшего на месте Кинаха и приглашение в случае необходимости обратиться к нему лично.
Не вызвали у него восторга и вопросы личного характера – о фактически приватизированной государственной даче и происхождении ведомственной охраны. «Этот новый проект по Януковичу, он вам не удастся! Я буду подавать на вас в международный суд, и вы даже не знаете, какой», - под хохот присутствующих набросился экс-премьер на журналистку, задавшей ему вопрос о присвоении элитной недвижимости на окраинах Киева через сеть подставных фирм.
Но журналисты не сдавались. К своей чести Виктор Федорович преодолел себя усилием воли и, успокоившись, принялся отвечать на каверзные вопросы
«Я ее не выделяю себе сам. Я ею не командую. Есть закон. Если по закону это предусмотрено, она у меня должна быть и будет. Все», - отрезал Янукович на вопрос о происхождении трех милицейских подразделений на территории его дачи в Новых Петровцах.
«Что касается собственности. Я в Киеве владею квартирой по улице Январского Восстания (переименована на Ивана Мазепы - RUpor). Я ее, кстати, пока не отремонтировал, но думаю, что уже очень скоро это сделаю. В общем, никакой другой собственности у меня в Киеве нет», - попытался он развеять все версии о загородной резиденции.
Однако, видимо, Петровцы для Виктора Федоровича остались в прошлом. Потому что теперь он заговорил о Межигирье, куда ему предстоит переселиться в ближайшее время. «Что касается Межигирья, которое вас волнует так сильно. Я временно там проживаю, но за это плачу деньги. За аренду того дома, в котором сейчас живу. Я плачу одиннадцать тысяч гривен в месяц. Плачу где-то, наверное, с полгода. Для меня это, в общем-то, очень дорого за дом, в котором двести квадратных метров. Но других вариантов у меня на сегодняшний день нет», - путаясь в названиях резиденций, прибеднялся вчерашний глава правительства.
Флегматичность Януковича, а значит и всего запасного правительства, объясняет и примиренчество по отношению к власти. Невооруженным глазом было видно, что с первого дня жизни в оппозиции его команда сознательно не идет на прямую конфронтацию с властью, более того – определяющей в политической жизни страны считает не свою собственную позицию или волю своих избирателей, а сценарии и рокировки «оранжевых». Например, ближе к концу пресс-конференции Янукович отметил, что основное противостояние сейчас развернется «между Юлией Тимошенко и Виктором Ющенко». Кого же тогда на самом деле считать оппозицией, и какова ей уготована участь, экс-премьер предпочел не комментировать.
Януковичу нечем было удивить. Из всех разрекламированных достижений своего правительства 2006-2007 гг. он смог назвать только одну конкретную вещь, да и то вырванную из общего инфляционного контекста: самый низкий официальный уровень безработицы за годы Независимости и увеличение пенсий на треть.
Устроившись в теплом кресле Начальника, он едва ли не монотонно читал распечатки о «стабильности» и «процветании» в недолгие месяцы своего правления. Критика действующей власти выглядела бедно и бесцветно. Слова об «очередном оформлении переворота» были прочитаны заурядным тоном. Перспективы активной работы в оппозиции тоже не вызывали у Януковича явно выраженного энтузиазма.
Оказалось, что оппонент режима №1 не знает, кто и когда точно приватизировал «Лугансктепловоз». «Вы знаете, я не готов дать ответ на этот вопрос», - расплылся в улыбке Янукович.
Игра в «оппозицию»
Остальных «теневиков» вообще было почти не видно. Как и на всех отчетных пресс-конференциях действующего правительства, на сцене находились только №1 и его пресс-секретарь. Изображающие из себя министров заняли первый ряд и просидели всю встречу молча, лишь изредка поднимаясь по команде «сверху», для того чтобы «дать справку» назойливым журналистам (Толстоухов, Козак). Выходили из зала тоже строем.
Позицию своих коллег красноречиво выразил оппозиционный «министр обороны», экс-вице-премьер Александр Кузьмук. После объявления об окончании встречи и приглашении журналистов пройти на фуршет, он встал и громогласно уточнил: «А членам правительства?». Коллеги одобрительно улыбнулись.
Куда более эффективно было бы собрать представителей масс-медиа на настоящее заседание оппозиционных функционеров и в течение часа-двух рассмотреть парламентские планы Партии регионов и дружественных фракций на ближайший период. Но этого сделано не было. Уволенные чиновники по традиции изображали рапортоманию и барабанную дробь «достижений за последний период», преклоняясь перед шефом и театрально кланяясь на камеру. Дескать, чем вам не правительство.
Очевидно, что бремя власти приучило Януковича и его команду быть публичными и прогнозированными, но не более. Глава Кабмина до сих пор не способен на личную инициативу и самостоятельность. Ему до сих пор не удобно рассказать о том, что бы он хотел получить на Новый год. Это ведь не положено, не по уставу. Он надежен и смел, но только по команде и по заранее согласованному плану. «Никакой самодеятельности», - так и сквозит во всех его начинаниях. А резкие выпады по пустякам придают ему еще большую игрушечность. Что ж, как для украинской оппозиции, то сойдет. Единственное, что стоит учитывать, так это карманный формат героев.