Слушая последние заявления представителей российского руководства, поражаешься, насколько надежно могут держаться некоторые стереотипы в умах лидеров огромной страны. При том, что от адекватности мироощущения лидеров во многом зависит успех их страны – и всех, кто сегодня так верит и надеется на Кремль.
Реализация проекта «Преемник» в российских коридорах власти сопровождается постановкой массовых шумовых эффектов. Причем касаются они не только внутренних дел и удушения остатков оппозиции, но и демонстрации того, какие ужасы ждут страну в случае отказа от «путин-стабильности». Для этого подбираются соответствующие примеры на просторах СНГ, особенно там, где российские сценарии постановки элит под контроль потерпели поражение.
Однако, если в случае с Грузией создавать образ «кошмарного ужаса» сравнительно легко и безопасно (пропаганда уже успела внедрить в массовое сознание соответствующие клише, которые, к тому же, легли на стереотипы советского образца), то с Украиной такая игра может привести к печальным последствиям для самой России. Как минимум – к искусственному сужению сфер, где сотрудничество дало бы выгоды обеим сторонам. Как максимум – настраивание против себя большинства граждан Украины, отпугивание партнеров в ЕС своей немотивированной агрессией и провоцирование США на более серьезное вовлечение в регион (например, подключение к сотрудничеству в рамках энергетических проектов ГУАМ).
Чтобы сделать подобные выводы и скорректировать курс, российским властям стоит лишь провести среднесрочный прогноз результатов своих действий. Но на это, похоже, не хватает ни времени, ни желания. Поэтому звучат странные речи и принимаются странные решения.
Так, во время и сразу же после досрочных выборов в Украине президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что будет работать с любым украинским правительством, законно получившим власть. Однако на следующий день после избрания Тимошенко на должность премьера, в интервью известному американскому еженедельнику «Time» Путин разразился гневной тирадой в отношении «оранжевых» политиков и роли США в их приходе к власти.
«Соединенные Штаты решили, что в Украине есть часть политической элиты, которая является проамериканской, а часть является пророссийской. И решили поддержать ту часть, которую они считали проамериканской, так называемых оранжевых революционеров», – заявил Путин. По мнению Путина, этим был положен раскол в Украине, который продолжается и поныне. «Вы начали разрушать Украину, её территориальную целостность, и подрывать её суверенитет. Вот что сделали Соединенные Штаты в Украине. То же самое происходит и в Грузии».
И если раньше такие заявления делались на уровне «отвязных» экспертов, то теперь слово взял сам президент России. Это свидетельствует о всё более возрастающей обеспокоенности нынешних российских властей процессами демократизации в Украине.
И это лишь первые пришедшие на ум примеры публичных действий Москвы.
Серьезнее могут оказаться действия непубличные. По логике «информационно-психологических войн», с организацией которых нынешний российский президент-чекист знаком не понаслышке, после столь громких официальных заявлений должна следовать дальнейшая проработка вопроса. А именно: шельмование тем, оказавшихся важными для оппонента, и очернение тех, кто эти темы проводит.
Поэтому в ближайшем будущем следует ожидать гипертрофированного интереса российских и пророссийских СМИ и общественных деятелей к темам, заставляющим украинцев задуматься о своей истории, своих корнях и культуре, а также навязыванию идей о «притеснении российской культуры» в «практически русской стране».
Кстати, уровень обоснованности таких заявлений можно проиллюстрировать на таком примере. В упомянутом интервью Путина для «Time», нынешний российский президент безапелляционно утверждает, что «из 45 миллионов населения там 17 миллионов этнических русских, причём только по официальной статистике. Там почти 100 процентов людей считают русский своим родным языком».
Специально для Владимира Владимировича: согласно данным недавних соцопросов авторитетных украинских организаций (в частности, Центра им. Александра Разумкова), родным русский язык считают только 25,7% украинцев.
С другой стороны, можно ожидать расширения финансирования антиукраинских политических проектов, кампании дискредитации наиболее популярных украинских политиков. Так что не стоит удивляться, если в российской и западной прессе внезапно появятся «откровения» об украинских политиках, выставляющие их в неприглядном свете.
По сообщениям СМИ, авторов этих «откровений» активно консультируют Виктор Медведчук и «сбитые летчики» из его окружения. Надо отдать должное этим людям: проиграв все у себя на родине, они находят аргументы для того, чтобы продавать свои услуги и дальше.
Если такие прогнозы исполнятся, придется с сожалением констатировать, что наш северный сосед так ничему и не научился за шестнадцать лет раздельного проживания с бывшими зависимыми территориями.
Пока что нагнетание антиукраинских настроений имело один эффект - возрастание антиукраинских настроений среди россиян. Согласно результатам социологических исследований, Украина попала на шестое место в списке ... недружественных России стран.
Представители российского истеблишмента в большинстве своем так и не могут принять, что независимость, к примеру, Украины, – это не недоразумение, а закономерность. Что Украина – другая страна, а стремление ее власти поддержать распространение украинского языка и рассматривать собственную историю с позиции своих, а не чужих интересов – признаки как раз выздоровления общества от (пост)советских недугов.
Однако без такого понимания невозможно налаживание действительно взаимовыгодного сотрудничества. Во многом поэтому срываются перспективные проекты в транспортной, авиационной, энергетической и других сферах. Во многом поэтому россияне будут повторять ошибки в отношениях с Украиной, в упор не видеть закономерностей развития ее общества, а затем удивляться падению в Украине популярности идей какого бы то ни было союза с Россией.
Впрочем, истина – рядом, и сформулирована российским же политиком. Правда, много лет оппонирующим нынешней власти РФ – Григорием Явлинским: «Если опираться на здравый смысл и логику, Россия заинтересована в суверенной, успешной и процветающей Украине. Но на самом деле мы наблюдаем другую картину: Россия навязывает западному соседу ограниченную независимость. Нынешняя власть никак не может понять одну вещь: судьба Украины решается в Киеве, а не в Москве, как это происходило в былые времена». Чем скорее к пониманию этой истины придет российский истеблишмент, тем легче сложатся отношения между двумя странами.
В последнее время появляются признаки того, что российская власть задумывается об адекватности своей политики на постсоветском пространстве. Недавно с поста начальника Управления Администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами был уволен известный «борец с цветными революциями» Модест Колеров. Как сообщили журналистам источники в АП РФ, Колеров уволен за «излишний радикализм», который привел лишь к ухудшению отношений России с сопредельными государствами. Возможно, после спада обострения, связанного с трансформацией власти в РФ, такая трезвая оценка «излишнего радикализма» возобладает. В Украине не хотят видеть в соседе врага. А в России?