Нерациональное использование природных ресурсов угрожает жизнедеятельности общества. Поэтому природоохранная политика должна стать ключевой в процессе принятия государственных решений. В первую очередь это касается экономики, ведь экономически выгодным является лишь то, что экологически безопасно. Конкурентоспособность требует перехода на новое качество, механизм этого перехода — реформа налоговой системы с учетом экологического аспекта. Об этом заявил лидер Партии Зеленых Украины Владимир Костерин, пишет
"Зеркало Недели".
Мировые тенденции четко указывают на все более усиливающуюся взаимосвязь между улучшением «качества жизни» и «качеством окружающей среды». Начиная с 2001 года, на Всемирном экономическом форуме в Давосе представляется Индекс экологической устойчивости (ІЕС), по результатам которого Украина надежно закрепилась в группе аутсайдеров. Из года в год наше государство теряет позиции и в рейтинге глобальной конкурентоспособности, который презентуется на том же Всемирном саммите. Несмотря на определенную субъективность этих индексов, тенденции они фиксируют довольно четко.
Если к этому прибавить, что с 2007 года Украина больше не входит в группу стран, имеющих дешевую рабочую силу, то становится очевидной необходимость поиска средств для разрешения противоречий между экономическим прогрессом и сохранением окружающей среды.
То, что социально-экономическое развитие государства не отвечает мировым тенденциям, подтвердил и рейтинг Paying Taxes, подготовленный Всемирным банком и аудиторской компанией PriceWaterhouseCoopers. Украина занимает предпоследнее, 177-е место по простоте системы налогообложения. Исследователи сделали вывод: украинская налоговая система крайне бюрократически обременительна и мешает развитию бизнеса.
Все это свидетельствует о том, что возникла острая необходимость в кардинальных экономических реформах, учитывающих принципы устойчивого развития. Этот подход предусматривает три основные составляющие — объединение экономической эффективности, социальной справедливости и ресурсно-экологической сбалансированности.
Относительно последней составляющей следует отметить: в прошлом считалось, что объем природных ресурсов (естественного капитала) весьма велик, а их цена близка к нулю или определяется преимущественно инвестициями в их хозяйственное использование. Сегодня стало очевидным, что запасы природных ресурсов (естественного капитала) исчерпаемы. Это говорит о том, что они являются ограничивающим экономическим фактором, который должен найти отражение в экономической политике.
Иными словами, общество начало осознавать, что времена, когда ограничивающим фактором был созданный человеком капитал, заканчиваются, вместо этого ограничивающим фактором становится естественный капитал (природные ресурсы). Экономическая логика требует, чтобы поведение относительно этого фактора определялось следующей установкой: необходимо максимально повышать его производительность и инвестировать в его увеличение.
Инструментом, дающим возможность достичь указанной цели, является налогообложение ресурсопотока (введение ресурсно-экологических налогов). Цель такой налоговой реформы — смещение налогового бремени от работы и доходов на ресурсопоток. Она позволяет получить двойные дивиденды — уменьшить влияние на окружающую среду и в то же время стимулировать социально необходимые процессы, такие как занятость и увеличение размера официальной зарплаты.
Экологическая налоговая реформа дает возможность учитывать внешние экологические факторы, трансформируя их во внутренние затраты производства, т.е. вводя принцип «загрязнитель платит». С другой стороны, повышение цены естественного капитала через налогообложение ресурсопотока будет побуждать к максимизации производительности естественного капитала через воздействие мощного экономического стимула к повышению эффективности использования ресурсов, в частности к технологическим инновациям и уменьшению энерго- и материалоемкости производства.
Экотрудовая налоговая реформа уже начинает успешно внедряться в десяти странах Европы. Экологическое смещение налоговой нагрузки, которое теоретически обсуждалось с конца 1970 года, стало реальностью в конце 90-х, причем наибольший импульс пришелся на период между 1990-м и 1994 годом, когда Дания, Нидерланды, Швеция и Финляндия связали введение экоресурсных налогов с уменьшением налогов на индивидуальные доходы и фонд заработной платы. Со временем эту идею начали внедрять Австрия, Бельгия, Италия, Германия, Норвегия, Великобритания, осуществив реформы, связывающие различные «зеленые» налоги со снижением взносов в фонд социальной защиты.
Безусловно, в Украине реформа системы налогообложения должна проводиться постепенно. Должны быть заранее определены этапы перехода с тем, чтобы свести к минимуму нарушение нормального хода производства. Налоговая реформа, расширяющая базу налогообложения за счет ресурсопотока при уменьшении уровня налогообложения доходов граждан и фонда оплаты труда, должна стать ключевым моментом структурной перестройки, которая уже началась в индустриально развитых странах Европейского Союза.
Перспективы эконалоговой реформы в Украине усиливаются тем, что нынешняя система налогообложения, внедренная как часть рыночных реформ, является относительно новой и еще неглубоко укоренилась в украинской экономике. Изменение системы налогообложения в Украине позволит одновременно эффективно увеличивать зарплату в процессе экономического развития, привлекать инвестиции в технологические инновации, уменьшать затраты энергоносителей и других природных ресурсов через уменьшение энерго- и материалоемкости производства, сокращать вредные выбросы и загрязнение естественной окружающей среды, осуществить эффективную структурную перестройку промышленности, ослабить зависимость от импорта энергоносителей, улучшить торговый баланс и повысить национальную безопасность.
К тому же преимуществом ресурсно-экологических налогов является их относительно несложное администрирование. Предприятия ведут сегодня статистический учет использования природных ресурсов, так что перейти к налоговой отчетности довольно просто. Существует еще одно большое преимущество — от подобной отчетности тяжело уклониться, поскольку она базируется на учете физических величин. Показатели ресурсопотоков сложно скрыть, в отличие от теневых денежных потоков, которые используют не учтенную наличность и способствуют теневой оплате труда.
Украина находится на пороге социально-экономических изменений и нуждается в модернизации. Новое правительство должно обратить особое внимание на доктрину экосоциальной рыночной экономики. Реформа налоговой системы государства, о которой так много дискутируют, в частности и обещанная ликвидация НДС, должна начинаться с введения ресурсно-экологических налогов.
Надеемся, что наши предложения найдут отражение в новом Налоговом кодексе. Современные подходы к экономической деятельности позволят Украине развиваться по-настоящему динамично.