26 декабря прошлого года многим было не до политики. Основной вопрос повестки дня – поиск подарков на Новый год. Но в семье Председателя Верховного суда Украины Василия Онопенко вопрос подарков был благополучно решен. Именно 26 декабря 2007 года его зять Евгений Корнийчук стал первым заместителем министра юстиции, а на следующий день был представлен коллективу министерства.
Все бы ничего, но это назначение создает классический конфликт интересов, неоправданный как с юридической, так и с моральной точки зрения: зять и тесть в семье Онопенко будут полностью контролировать судебную систему. Один – на стадии принятия судебных решений, другой – на стадии их исполнения.
Биография Евгения Корнийчука могла бы потеряться среди тысяч биографий политруков Советской армии или тысяч студентов-заочников Киевского юрфака. Но для Евгения Владимировича звезды разместились несколько иначе. Он не только экс-капитан Советской Армии, который в 26 лет начинал новую гражданскую жизнь абсолютно ординарным сотрудником Минюста (по свидетельству его коллег по работе, мягко говоря, достаточно посредственным юристом-начинающим). Он еще и зять экс-министра юстиции, а сегодня председателя Верховного Суда Украины Василия Онопенко. Более того, Корнийчук – отец двух внуков Онопенко.
Именно матримониальный статус Евгения Владимировича стал проводником его карьеры. Во-первых, Василий Онопенко и его зять создали семейный подряд в Украинской социал-демократической партии, которая является субъектом создания избирательного блока Юлии Тимошенко (иначе как расценить тот факт, что партию УСДП, которую создал и возглавил на обломках СДПУ(о) Онопенко, с конца 2006 года возглавляет Корнийчук).
Во-вторых, Онопенко существенно приложился к продвижению зятя по карьерной лестнице в юридическом бизнесе – до последнего времени Корнийчук занимал должность старшего партнера юридической фирмы «Магистр и партнеры».
В конечном итоге, именно благодаря Онопенко была реализована карьера Корнийчука как народного депутата. Как утверждают наши источники, перед выборами 2006 года Онопенко персонально лоббировал перед Тимошенко место Корнийчука в списке БЮТ (но тогда его номер в списке был лишь 113).
На выборах 2007 года Тимошенко активно использовала место в списке как форму подкупа высших должностных лиц государства. Так, народным депутатом от БЮТ стала никому не известная и абсолютно профнепригодная как юрист дочь члена ЦИК Виктора Шишкина, а зять Онопенко занял почетное место в первой десятке списка. Как утверждают знающие люди в БЮТ, такое высокое место в списке – не столько признание заслуг Корнийчука как юриста Блока, сколько попытка Тимошенко лишить главу Верховного Суда возможности политического маневра (были слухи о сближении Онопенко с Секретариатом президента).
Очевидно, что подобные политические комбинации можно воспринимать по-разному. Скажем, в контексте кумовства и семейности в БЮТ можно вспомнить пафос Блока периода борьбы с «любыми друзями» президента, когда любые родственные узы Ющенко (даже такой неустойчивый, как кумовской) с представителями власти подавались чуть ли не как преступление. А вот на подобные явления в своих рядах в БЮТ смотрят сквозь пальцы – притворяясь, что высокая должность тестя не может быть препятствием для политической самореализации Евгения Корнийчука.
Но последнее назначение Корнийчука первым заместителем министра юстиции не оставляет вариантов для толкования этого политического хода. И вопрос не только в том, он является недостаточно компетентным для этой должности. Все дело в конфликте интересов.
Ведь в соответствии с распределением функциональных обязанностей в Минюсте, именно первый заместитель министра юстиции курирует судебный блок. Судебный блок, в соответствии с компетенцией Минюста, – сфера наиболее «козырная». Это и представление интересов государства в судах, и организация выполнения судебных решений, и решение вопросов функционирования квалификационных комиссий судей, и тому подобное.
Вот и выходит парадоксальная ситуация: в правительстве Тимошенко создан семейный подряд для контроля за судебной системой. При этом министр юстиции Николай Онищук изменить ситуацию не сможет. В соответствии с Положением о Минюсте, изменения в распределение функциональных обязанностей заместителей министра юстиции могут быть внесенные лишь по согласованию с премьер-министром Юлией Тимошенко.
Как говорят в подобных случаях, такого не было даже при Кучме...