«Мужское выяснение отношений», которое началось вечером 18 января в Секретариате президента после заседания Совета национальной безопасности и обороны, еще не закончилось. Вернее, оно в самом разгаре, и еще неизвестно, кого из фигурантов – министра внутренних дел Юрия Луценко, не сдержавшего своих эмоций, или мэра Киева Леонида Черновецкого, нарвавшегося на «мужскую пощечину», – можно считать проигравшим.
Невероятно, но факт: прошла уже неделя, но подробности инцидента мы знаем только из уст главных героев – Луценко и Черновецкого, хотя выяснение отношений проходило на глазах не менее двух десятков чиновников высшего ранга. И никто из них, за исключением губернатора Харьковской области Арсена Авакова, не поделился до сих пор своими впечатлениями. Да и то, что рассказал Аваков в своем блоге на страницах интернет-издания «Украинская правда» в субботу, 19 января, не выглядит особенно убедительно: один сказал, другой ответил, звук пощечины… Губернаторы и иже с ними не спешат. Ждут внятной реакции президента, который покинул зал заседания немногим раньше, чем раздался звук пощечины?
Подбитый мэр взывает к закону
Леонид Черновецкий не выходит сегодня из роли обиженного. До четверга он не показывался на люди, о том, насколько он пострадал от телесных повреждений со стороны Юрия Луценко, общественность знает лишь со слов его соратников – секретаря Киеврады Олеся Довгого и одного из заместителей Ирэны Кильчицкой – синяки, разбитое лицо и прочее. Хотя в четверг на заседании Киеврады мэр не выглядел как человек, пострадавший от мордобоя.
Пострадавший всегда выглядит в более выигрышной позиции, чем нападавший, потому что он оказался слабее. И общественность, особенно столичная, как бы ни хотела она оказаться в тот момент на месте Луценко (по разным причинам), будет порицать того, кто не сдержал своих эмоций – мы, мол, нашим мэром тоже недовольны. Но Юрий Луценко – это лицо всей украинской милиции, и если министр не смог сдержать эмоций и оправдывается, то кто поручится, что завтра это не возьмут на вооружение рядовые участковые? И мысль эта муссируется как приверженцами Черновецкого, которые без устали пикетируют Министерство внутренних дел, так и общественными и политическими деятелями. Основная мысль такова: министр внутренних дел не имеет права вести себя подобным образом, да еще после заседания СНБОУ, да еще в Секретариате президента. Хотя никто не говорит, что министру внутренних дел позволительно вести себя так в другом месте, в другое время и при других обстоятельствах.
Секретариат оживился
Инцидент с Черновецким развязал руки не только откровенным оппонентам Юрия Луценко, но и его коллегам по демократическим силам.
Еще с предвыборной кампании стало понятно, что Луценко не особенно дружен с главой Секретариата президента Виктором Балогой и представителями его интересов среди кандидатов, а впоследствии и народных депутатов фракции «Наша Украина – Народная Самооборона». Это стало заметно невооруженным глазом еще во время коалициады, когда небольшая, но существенная часть фракции НУ-НС отказывалась подписывать коалиционное соглашение с Блоком Юлии Тимошенко. Мотивация у каждого из неподписантов была разная, но, на самом деле, все они были категорически против премьерства Юлии Тимошенко и склонялись к созданию широкой коалиции с Партией регионов.
В то время, как Юрий Луценко как лидер созданного им движения «Народная самооборона», всегда был категорически против этого альянса, как, впрочем, и представители других партий, вошедших в блок. На откровенной и жесткой критике строилась предвыборная агитация лидеров блока НУНС. После стольких сказанных слов ни о какой широкой коалиции не могло быть и речи. И Виктор Ющенко, какими рациональными не были бы объяснения тех, кто был не против «ширки», должен был быть последовательным.
Сегодня Виктор Балога и его соратники могут отыграться на Луценко: народный депутат Игорь Криль уже заявил, что министр внутренних дел, не сдержавший эмоций, может отправиться в отставку.
Премьер-министр Юлия Тимошенко пока мудро ушла от комментария инцидента с пощечиной, сказав: сначала пусть свое слово скажут правоохранительные органы, но призвала не политизировать излишне случившееся.
Опасный забияка
Сегодня кажется, что Юрий Луценко находится не в лучшем положении – на него ополчились не только оппоненты в лице мэра Киева и его соратников, Партии регионов и иже с ними, но и соратники.
Однако, это лишь на первый взгляд. Юрий Луценко осуществил мечту десятков тысяч киевлян, отплатив за повышенные тарифы и загаженный город. Никто не скажет, что всеукраинский рейтинг Луценко существенно пострадал. Скорее наоборот – то, что было бы нонсенсом в Европе, у нас поощряется, и не только простым народом – особенности исторического формирования нации и менталитета.
Кроме того, министр внутренних дел выглядит в этой ситуации последовательным – Черновецкий и его деятельность ему несимпатичны, а на заседании СНБОУ обсуждался довольно тонкий и щекотливый вопрос – земельный, болезненный для всей Украины, а для Киева – особенно.
Кроме того, президент, отправив Юрия Луценко в отставку с поста главы МВД, своими руками разрушит демократическое большинство, созданное с таким трудом, и такое шаткое. Луценко ушел из парламента, но там осталась депутатская группа «Народная самооборона» в составе фракции - 18 сторонников темпераментного министра, которые, в случае его отставки, могут выйти из НУ-НС, создав свою, пусть и маленькую фракцию, что не запрещено законом. А этот случай пахнет жареным. Ведь неизвестно, с каким результатом бы попала «Наша Украина» на сентябрьских выборах в парламент, и кто бы сегодня заказывал музыку в парламенте, если бы не Юрий Луценко, проехавший большую часть Украины и агитируя за демократические силы.
Ну, а если отставка все-таки случится, то, как известно, народ обиженных властью любит – и Юрий Луценко только выиграет от этого, укрепив и приумножив свой рейтинг.
Если подвести итог, то игра вырисовывается очень интересная. Не факт, что победитель не окажется проигравшим.